
Из-за блокирования РФ транзита кондитерских изделий Украины теряет 64% экспорта этой продукции
Российские таможенники не пропускают украинские грузы в третьи страны, ссылаясь якобы на решение Роспотребнадзора от 3 апреля 2014 о санитарном запрете на ввоз на территорию РФ украинского кондитерки, пишет в своей статье на "Европейской правде" президент ассоциации "Укркондпром" Александр Балдынюк.
Вместе с тем, за весь период с 05.09.2014 года - даты начала действия соответствующего запрета Роспотребнадзора - и до начала этого года транзитные грузы из украинской кондитерской продукцией направлялись территории Российской Федерации без ссылки на санитарное эмбарго.
На самом деле главная причина блокировки украинских грузов на территории России заключается не в особенностях таможенного или санитарного регулирования в Евразийском экономическом союзе. Транзит четко продуманной стратегией властей соседнего государства, хорошо спланированной частью российской агрессии против Украины.
Когда стало ясно, что Россия почти исчерпала потенциал экономического давления на Украину путем закрытия доступа на российский рынок для украинских товаров и не достигла того, что хотела, блокирование транзита было лишь вопросом времени.
Для примера. Объемы экспорта, который Украина теряет из-за блокирования транзита только кондитерки в страны Кавказа, Центральной Азии, Монголии и северо-западного Китая, составляет 140 тыс. тонн стоимостью более $ 200 млн. На сегодня это ориентировочно 64% от всего нашего кондитерского экспорта.
Это большие потери. Отрасль могла бы выдержать их, если бы не тот факт, что за последние два года объемы кондитерского производства сократились более чем на 35%, в результате чего показатель загруженности производственных мощностей упал ниже 50%. При таких условиях потеря каждой тысячи тонн в производстве может подвинуть предприятия, которые сейчас балансируют на грани точки безубыточности, до точки закрытия.
Кроме того, украинские кондитеры - одни из немногих отечественных производителей, кто в 2015 году увеличил экспорт своей продукции в Европейский Союз, что подтверждает большой потенциал отрасли.
По мнению А. Баландюка, эффективным экономической ответом на гибридную тарифную войну, развязанную Россией против Украины, является налаживание альтернативного транзита паромными переправами через Черное и Каспийское моря.