Рынок бытовой техники Украины резко сократился
Украинцы все реже заглядывают в магазины по продаже бытовой техники и электроники. По данным Эльдорадо, в первом квартале 2016 года в Украине продано 6,2 млн устройств, что на 20% меньше по сравнению с январем-мартом прошлого года. В денежном выражении падение не столь значительное: объем украинского рынка за тот же период сократился всего на 2% - до 10,5 млрд грн. Похожие результаты рынок бытовой техники и электроники демонстрировал в 2005 году.
Есть несколько причин, по которым падают продажи. Одна из них - резкий рост цен на технику из-за девальвации гривни. Например, если в прошлом году самая недорогая стиральная машина стоила 4 500 грн, то уже в феврале-марте - 5 000 грн, а сейчас благодаря укреплению гривни она подешевела до 4 700 грн.
Покупатели в свою очередь стараются не приобретать новое оборудование, а ремонтировать имеющиеся модели. Представитель компании Ремонт Сервис, которая специализируется на обслуживании стиральных машин, сообщил ЛІГА.net, что сейчас существует очередь на ремонт на две - две с половиной недели.
Еще одна причина - высокая сравнительная база. В феврале прошлого года из-за резкой девальвации гривни покупатели массово скупали бытовую технику и электронику, опасаясь дальнейшего роста цен. В этом году подобного ажиотажа нет.
По данным сети Эльдорадо, падение продаж наблюдается во всех сегментах, за исключением сегмента смартфонов. "Многие покупатели постараются отремонтировать холодильник, но купить новый телефон", - подтверждает директор сети Алло Валерий Золотухин. В ходу китайские смартфоны. Например, недорогую азиатскую модель можно купить за 1500 грн, а аналог известной марки обойдется вдвое дороже. "По моим оценкам, каждая четвертая модель приобретается в кредит", - отмечает Валерий Золотухин.
До конца года ситуация существенно не изменится. По прогнозам Эльдорадо, в этом году рынок бытовой техники и электроники упадет в количественном выражении на 15%, а в денежном вырастет на 5%. Ритейл готовится к работе в новых реалиях. По словам директора крупной сети, пожелавшего остаться неназванным, большинство ритейлеров сокращают площади своих магазинов. "Если еще два года назад площадь составляла 1200-1400 кв м, то сейчас - 700-1000 кв м", - говорит собеседник ЛІГА.net. В этом году сети будут активнее сокращать товарные запасы: если еще в прошлом году на полках магазинов было пять-шесть наименований одной модели, то сейчас - одна-две.