Индекс потребительского доверия в Украине упал на 2 пункта
Индекс потребительского доверия Nielsen в Украине, отражающий настроения онлайн-респондентов и их ожидания от будущего, в первом квартале 2016 года упал на 2 пункта к предыдущему кварталу – до 46 пунктов. Украина по-прежнему занимает второе место среди самых пессимистически настроенных стран мира после Южной Кореи. Глобальный Индекс потребительского доверия остается практически на том же уровне, прибавив 1 пункт по сравнению с последним кварталом 2015 года.
Индекс потребительского доверия складывается из трех показателей: оценки потребителями перспектив на рынке труда в ближайшие 12 месяцев, уровня финансового благополучия в ближайшие 12 месяцев и готовности тратить деньги.
Татьяна Бессмертная, Генеральный директор Nielsen в Украине и Беларуси прокомментировала результаты так: «На падение настроений украинского потребителя повлияло много факторов. Безусловно, влияют политическая турбулентность: изменения в украинском правительстве, противостояния среди политических партий, медленные реформы и борьба с коррупцией. Добавляют тревоги ожидания новой волны повышения тарифов на коммунальные услуги, а также малорезультативные встречи в правительственных верхах по конфликту на Востоке. Из позитива стоит отметить стабилизировавшийся курс гривны и прогнозируемое снижение инфляции до 18% в этом году по сравнению с 49% в 2015г. Хочется верить в то, что мы достигли «дна», и экономика будет усиливаться, давая позитивную почву для потребительских настроений в будущем».
В то время, как в 11 странах из 61, где компания Nielsen проводила онлайн опрос потребителя, уровень доверия вырос на 5 и более пунктов, в 21 стране уровень доверия упал на 5 и более пунктов по сравнению с прошлым годом. Среди всех стран в опросе Индия остается страной с самым высоким показателем уровня доверия и оптимизма – 134 пункта; и этот показатель вырос на 3 пункта по сравнению с прошлым кварталом. После того, как в США индекс потребительского доверия показал падение сразу на 19 пунктов (до 100) в последнем квартале 2015 года, уровень оптимизма в первом квартале 2016 года вырос на 10 пунктов (до 110). В первом квартале 2016 года Россия впервые за 11 лет вошла в список стран с самым низким показателем индекса потребительского доверия, который упал на 11 пунктов до 63 пунктов. Подобная ситуация наблюдалась в первой половине 2009 года, с наступлением кризиса, когда индекс также существенно упал – со 104 до 75 пунктов. К исследованию индекса потребительского доверия в первом квартале 2016 года впервые присоединились Беларусь и Казахстан. Первые результаты показали, что настроения белорусов близки к настроениям украинцев – 50 пунктов, в то время как респонденты в Казахстане гораздо увереннее в перспективах - 73 пункта соответственно.
Оценка своих перспектив и на чем экономят украинцы
Все еще большая часть респондентов в Украине не видит радужных перспектив в работе, считает свое финансовое положение неблагополучным и полагает, что сегодня не самое благоприятное время для покупок. Увеличилось количество тех украинцев, которые считают, что Украина находится в состоянии кризиса. В первом квартале 2016 года кризис замечают 97% респондентов, что на 2 п.п. больше, чем в прошлом квартале. Стабильным остается количество тех респондентов в Украине (71%), которые считают, что страна не выйдет из кризиса в следующие 12 месяцев.
Каждый третий украинец (32%) в онлайн опросе заявляет, что у него не остается свободных денег после покупки товаров первой необходимости (+5 п.п. по сравнению с 4 кв. 2015). Сэкономленные деньги украинцы тратят на одежду (30%) и выплату долгов (20%). Количество тех, кто готов откладывать сбережения, снизилось (-4 п.п. по сравнению с прошлым кварталом).
Что беспокоит украинцев и европейцев?
Каждого третьего украинца (38%) продолжает беспокоить война (-6 п.п. по сравнению с прошлым кварталом). Экономика, цены на коммунальные услуги и на продукты питания – топ 3 причины обеспокоенности украинских респондентов; и количество таких обеспокоенных продолжает расти. Для каждого пятого европейского респондента терроризм является главной причиной для беспокойств (22%). Увеличилось количество респондентов в Европе, которые переживают за сохранность рабочего места (+3 п.п. по сравнению с прошлым кварталом).
Об индексе потребительского доверия компании Nielsen
Исследование глобального потребительского доверия Nielsen (The Nielsen Global Consumer Confidence and Spending Intentions Survey) проводилось с 01 по 23 марта 2016 года. Всего было опрошено более 30 тысяч потребителей из 63 странах Азиатско-Тихоокеанского региона, Европы, Латинской Америки, Ближнего Востока, Африки и Северной Америки.
Выборка формировалась по половозрастным квотам для каждой страны с учетом количества пользователей Интернета в конкретной стране. Затем она была взвешена для достижения репрезентативности интернет-пользователей; максимальная погрешность выборки составляет ±0,6%. Данное исследование Nielsen основывается на поведении только тех респондентов, у которых есть доступ в Интернет. Степень его проникновения варьируется в зависимости от страны. Компания Nielsen учитывает стандарты минимальных требований к формированию выборки: минимальная степень проникновения Интернета – 60%, или 10 миллионов интернет-пользователей для включения страны в исследование. Индекс потребительского доверия для Китая был сформирован при помощи особой методологии и включал в себя опрос 3500 респондентов. Исследование глобального потребительского доверия (Global Consumer Confidence Survey) было начато в 2005 году.
О компании Nielsen
Nielsen Holdings plc (NYSE: NLSN) – это глобальная компания, которая предоставляет услуги по измерению и улучшению бизнес-результатов и является ключевым источником информации о том, что потребители смотрят и покупают. Сегмент Watch предлагает клиентам медиа- и рекламного бизнеса решения в области всеобщего измерения аудитории по всем устройствам и всем типам контента (видео, аудио, текст). Сегмент Buy предлагает FMCG-производителям и розничным сетям единственные на рынке услуги по измерению эффективности продаж, доступные как на локальном, так и на глобальном уровне. Объединяя информацию сегментов Watch, Buy и других источников, Nielsen предоставляет своим клиентам первоклассные инструменты измерения и улучшения бизнес-результатов.
Nielsen входит в список S&P 500 и проводит свои измерения в более чем 100 странах мира, охватывая более 90% мирового населения. Дополнительная информация доступна на официальном сайте www.nielsen.com
В Украине Nielsen присутствует с 1995 года, и на данный момент в компании работает больше 500 человек. Nielsen использует единую методологию сбора данных по всему миру, что позволяет сравнивать и сопоставлять информацию о рынках в Украине с прочими странами.