Что мешает приходу российских торговых сетей в оккупированный Крым
Один из крупнейших супермаркетов Симферополя, представлявший украинскую торговую сеть "Сильпо" и проработавший на полуострове 12 лет, внезапно закрылся. Теперь его место займет ростовская сеть "Ассорти". Пока она единственная из ритейлеров с материка, решившаяся зайти на полуостров. Из-за отсутствия конкуренции цены на продукты на полуострове гораздо выше, чем в южных регионах РФ. Почему крупнейшие торговые сети не спешат покорять Крым, выясняла Российская газета.
"Сильпо" занимало огромное помещение на первом этаже бывшего ЦУМа в самом центре города, там огромный пешеходный и транспортный трафик. В борьбу за торговую площадку вступили сразу две сети - крымская "Яблоко" и ростовская "Ассорти".
Как стало известно "РГ", причиной ухода "Сильпо" из Крыма стала кредиторская задолженность. По словам нашего источника, она астрономическая, а никаких активов, в том числе и недвижимости, у предприятия нет, есть только право аренды.
В итоге эта торговая площадка досталась ростовчанам, которые предложили за нее более высокую цену, чем крымское "Яблоко". Точно также в прошлом году "Ассорти" выиграло у "Яблока" борьбу за удобное помещение на улице Лермонтова в Симферополе.
- Мы провели переговоры с собственником здания, где находилось "Сильпо", и были готовы арендовать эти площади, но "Ассорти" заплатило больше, - рассказала "РГ" коммерческий директор сети супермаркетов "Яблоко" Татьяна Пикалова. - Открывать супермаркет заведомо себе в убыток из-за сверхдорогой аренды мы не стали. То же самое произошло и на улице Лермонтова.
Эксперты крымского рынка ритейла пока не понимают, какую стратегию развития выбрало "Ассорти": как она собирается при дорогой аренде остаться на плаву и не работать себе в убыток. С 2014 года магазины "Ассорти" активно завоевывают крымский рынок: торговые точки открыты практически во всех городах полуострова. Но и "Яблоко" останавливаться на достигнутом не собирается.
- Мы продолжим расширять свою сеть в Крыму. Думаю, что конкуренция со стороны российского ритейла в ближайшие несколько лет усилится, - говорит Татьяна Пикалова. - В этих условиях выжить местному ритейлу помогут привлекательные цены на продукты, интересные акционные предложения, широкий ассортимент, дисконтные программы. К тому же в нашей сети продукция местных производителей занимает около 50 процентов.
А вот крупнейшие российские сети в Крым пока не торопятся. Например, в компании X5 Retail Group (магазины "Пятерочка", "Перекресток") от комментариев отказались. Отметим, что главный офис X5 Retail Group находится в Нидерландах, а на карте РФ на официальном сайте компании Крыма нет. Основной объем выручки X5 Retail Group в России приходится на Центральный регион - 54 процента и на Северо-Западный - 15 процентов. Судя по всему, из-за санкций ЕС Крым им пока не интересен.
Молчит о своих планах относительно полуострова и краснодарская сеть "Магнит".
- Крупные торговые сети не спешат выходить в Крым по целому ряду причин. Одна из них - сложность поставки потребительской продукции в магазины с распределительных центров за пределами полуострова, - поясняет председатель правления российской Ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов. - Также возможны проблемы с привлечением кредитных средств в иностранных банках в случае инвестирования в Крым. Некоторую настороженность вызывают и возможные иски со стороны бывших владельцев и украинских властей - в случае приобретения земельных участков и недвижимости.
К тому же, по мнению эксперта, торговым сетям гораздо проще наращивать свое присутствие в традиционных для них регионах, в которых доля сетевой торговли остается низкой. Такое инвестирование требует меньше затрат и не несет политических и экономических рисков.