All Retail
Опубликовано

В РФ регламентируют интернет-торговлю

Российский институт потребительских испытаний (РИПИ) разработал ГОСТ для дистанционной торговли. Это первая попытка создания национального стандарта, регламентирующего все аспекты работы онлайн-ритейла. Например, интернет-продавцов хотят обязать выкладывать фотографии товара со всех сторон и сообщать максимум информации о продукте, чтобы не разочаровать покупателя - пишет  Известия 

В конце прошлого года Российский институт потребительских испытаний создал и разослал на согласование заинтересованным организациям ГОСТ "Руководство по добросовестной практике предоставления потребителю услуг по интернет-торговле (дистанционной торговле) потребительскими товарами" (есть у "Известий").

В РИПИ оперативно не смогли ответить на вопросы "Известий".

В Росстандарте уточнили, что планируемый срок издания приказа агентства об утверждении стандарта — октябрь 2017 года, действовать ГОСТ должен начать с 1 июня 2018 года.

ГОСТ дает определения основных понятий онлайн-торговли: продавца, покупателя, дистанционной торговли, доставки товаров, торговой площадки. По новому стандарту интернет-магазин должен содержать всю юридическую информацию о продавце, оформлении заказа и его подтверждении, предусматривать оплату и доставку разными способами, а также рассказывать о возможности возврата товара в случае возникновения проблем. ГОСТ также обязывает продавца размещать на сайте исчерпывающую информацию о товаре: разноплановые фотографии покупки, сертификаты, факты о потребительских свойствах, месте изготовления, сроки службы, цену и т.д.

В Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) сочли документ сырым, не учитывающим реалии рынка и дублирующим действующее законодательство. Например, ГОСТ обходит стороной и никак не учитывает правовой статус агрегаторов вроде AliExpress или "Яндекс.Маркета", которые продают на своей площадке товары третьих лиц. Одна из проблем состоит в том, что купленный с помощью агрегатора товар нельзя вернуть или обменять — маркетплейсы являются лишь онлайн-витринами и не отвечают за предлагаемые товары. Эту проблему с 2015 года пытался решить Роспотребнадзор, подготовив поправки в закон "О защите прав потребителей". Они приравнивали агрегаторы к онлайн-магазинам и обязывали их отвечать за качество предлагаемых товаров. Но поправки были раскритикованы участниками и экспертами рынка, и документ не дошел до стадии межведомственного согласования.

Хотя, например, глава Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов уверен, что пока нет реальных судебных исков от потребителей, то проблемы в вопросе агрегаторов не существует. 

Также крупнейшие онлайн-торговцы считают упущением созданного ГОСТа отсутствие требования по указанию фактического адреса интернет-магазина, по которому потребитель может обменять товар или вернуть за него деньги, подать претензию или обратиться в суд, вернуть денежные средства. Наличие адреса создает дополнительные гарантии защищенности потребителей, упрощает контрольно-надзорные мероприятия, подчеркивают в АКИТ. В ассоциации считают, что не следует обязывать продавцов возвращать деньги за товар тем же способом, которым была произведена оплата покупателем.

— Это противоречит правилам продажи товаров дистанционным способом, которые дают право выбора покупателям, — уточнили в ассоциации.

В НАДТ уверены, что никаких глобальных проблем, которые стоило бы решать на законодательном уровне, в дистанционных продажах нет.

Старший юрист BMS Law Firm Тарас Хижняк соглашается, что представленный проект ГОСТа нуждается в доработке.

— Его разработчики упустили из виду ряд юридически значимых моментов: во-первых, нуждается в уточнении и выработке четких критериев ряд понятий, таких как, например, "доступный интерфейс", во-вторых, авторы проигнорировали то обстоятельство, что приведенное в тексте определение торговой интернет-площадки выносит за пределы правового поля сайты-агрегаторы, — сказал Тарас Хижняк.

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или