All Retail
Опубликовано

Почему реальная инфляция в России выше официальных 5,4%

По данным Росстата, прошлый год инфляция завершила на рекордно низкой отметке в 5,4%. В то же время, население не верит в официальные цифры – опросы ЦБ свидетельствуют: люди считают, что инфляция находится значительно выше 10%.Сомневаются в цифрах Росстата и представители бизнеса и аналитики. Почему публикуемые данные могут выглядеть слишком оптимистично? - пишет  Forbes  

Ответ на этот вопрос в целом, довольно прост: инфляция как общий показатель — это прирост стоимости некой потребительской корзины, в которую входят различные товары и услуги с определенными весами. Так как все люди разные (то есть обладают разными потребительскими предпочтениями, доходами, живут в разных регионах, делают покупки в разных магазинах) для расчета показателя по экономике в целом Росстат использует некую среднюю потребительскую корзину. Итоговая цифра по инфляции довольно сильно может зависеть от весов, с которыми различные категории товаров и услуг входят в потребительский набор, от «качества» товара, который будет включаться в ту или иную категорию, от ценовой политики ритейлеров и тому подобного. Поэтому инфляция может сильно отличаться для разных людей, в первую очередь, для потребителей с разными доходами. Например, менее обеспеченные слои населения тратят большую долю своего дохода на питание, и при этом качество (и цена) этих продуктов питания, скорее всего, будет значительно ниже.

Не секрет, что в России высока дифференциация доходов: при средней зарплате в 36 000 рублей доход выше этой суммы получают не более 30% населения, в то время, как остальные 70% обходятся еще более скромными суммами. Мы решили посмотреть, насколько сильно отличается инфляция для групп населения с различными доходами и насколько эта инфляция близка к итоговой оценке Росстата. Мы взяли три 10% группы – наименее обеспеченных (доход менее 10 000 рублей в месяц), представителей с «медианным» уровнем дохода (17-25 000 рублей в месяц) и наиболее обеспеченных россиян (более 60 000 рублей в месяц) и сформировали для каждой из них свою (соответствующую их уровню дохода) потребительскую корзину (пользуясь весами и данными по ценам на товары от Росстата). Так, например, если речь идет о мясе или рыбе, то более богатые потребители, скорее, будут покупать бескостное мясо или лосось, в то время как наименее обеспеченные будут вынуждены приобретать готовый фарш, мясо птицы или рыбные консервы.

Фото: cdn.forbes.ru

Как видно из нашего графика, инфляция для наименее обеспеченных слоев населения оказалась наименьшей. Это связано главным образом, с двумя причинами. Во-первых, люди с низкими доходами тратят большую часть средств на продукты питания (цены на которые в последние месяцы растут меньшим темпом из-за заметного удешевления фруктов и овощей). Во-вторых, в динамике цен наблюдается тенденция, при которой более дорогие товары (внутри одной товарной группы) растут в цене быстрее дешевых. Происходит это отчасти потому, что ценовая политика ритейлеров включает в себя анализ эластичности спроса разных групп покупателей в зависимости от уровня их дохода. Логично, что население с низким уровнем дохода при высокой инфляции будет сокращать потребление. В результате, те ритейлеры, ключевой аудиторией которых являются покупатели с низким уровнем дохода (дискаунтеры), стремятся сохранять максимально привлекательные цены на дешевые товары, компенсируя недополученную прибыль за счет реализации большего объема товаров и/или за счет большего повышения цен на дорогие товары (эластичность спроса на которые у покупателей с более высоким доходом ниже). Однако, такое расхождение в динамике цен не может сохраниться надолго: по прошествии определенного времени после негативного шока, когда цены на дорогие товары уже отреагировали, начинают расти и цены на дешевые товары, так как население постепенно все больше переключается на них. Впрочем, в тех группах, где переключение невозможно или трудно (например, лекарства), такого эффекта не происходит, и реальная инфляция остается стабильно высокой.

В текущей ситуации, видно, что общий ИПЦ скорее ближе к инфляции для групп с низким или медианным уровнем доходов (то есть для людей с уровнем дохода ниже среднероссийской зарплаты). Для более обеспеченных слоев населения инфляция оказывается выше, потому что они тратят меньшую долю своего дохода на базовую корзину продуктов питания и потребляют большее количество более дорогих продуктов, отдавая предпочтение качеству, а не цене.

Однако, даже для групп с невысокими доходами инфляция может быть выше, чем уровень, который был рассчитан нами исходя из данных Росстата. Для примера мы взяли условный набор товаров для двух типичных представителей населения с невысокими доходами – пенсионера и выпускника вуза, устроившегося на работу. Структура их расходов была выбрана нами схематично, с целью сделать динамику инфляции более понятной. Так, в нашем гипотетическом примере, основную часть своих доходов (40%) пенсионер тратит на оплату услуг ЖКХ, порядка 40% доходов уходит на еду (хлебобулочные изделия, сахар, крупы, мука, молочная продукция), а оставшиеся 20%  -  на лекарства и медицинские услуги. Работающий выпускник порядка 30% доходов тратит на аренду квартиры, 20% — еда, включая походы в кафе и рестораны, порядка 30% уходит на развлечения, а 20% — на путешествия и транспортные расходы.

Фото: cdn.forbes.ru

Как можно увидеть из графика, с начала 2016 года инфляция для обеих групп (выпускников и пенсионеров) превышает общий уровень инфляции, рассчитанной нами для группы с низкими доходами (по структуре весов Росстата). Такое различие главным образом связано с тем, что в структуре потребления пенсионеров присутствует высокая доля медицинских услуг и лекарств, которые дорожают высокими темпами. Для молодых людей цены также растут быстрее из-за значительного веса транспортных расходов, а также из-за высокой доли арендной платы (из-за чего, их фактический располагаемый доход оказывается значительно меньше, чем мог бы быть).

В итоге, становится ясно, что официальный уровень инфляции, скорее всего, является не средним значением инфляции по группам с различными доходами, а нижней границей роста цен. Тезис о том, что средний рост цен превышает ИПЦ Росстата, подтверждается также расчетами исследовательского холдинга Ромир: рассчитываемый ими индекс «Дефлятор» на основе наиболее популярных у покупателей товаров превысил официальную инфляцию на 1,7 п.п. в 2016 году (7,1%) и обогнал почти на 2,6 п.п. накопленную с начала текущего года.

Что означает фактически более высокий уровень инфляции? Прежде всего, более медленное восстановление реальных доходов населения, и соответственно, менее быстрый выход экономики из рецессии. Не исключено, что ЦБ, проводя жесткую денежно-кредитную политику, обращает внимание на разницу между официально публикуемой инфляцией и наблюдаемым населением ростом цен, который транслируется в более высокие инфляционные ожидания.

×

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или