Внутренние онлайн-продажи в РФ растут значительно медленнее, чем заказы из-за границы
Темпы роста онлайн-продаж в ЦФО в 2016 году оказались одними из самых слабых по России. Столичный регион уже насыщен, тогда как интернет-коммерция в других областях растет благодаря распространению интернета и инвестициям в крупные проекты - пишет РБК
Центр отстает
Самым крупным рынком интернет-торговли по итогам 2016 года остается Центральный федеральный округ. Его объем составил 290,8 млрд руб., из которых 83% пришлись на Москву и Московскую область, говорится в совместном исследовании Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) и сети партнерских программ admitad (есть у РБК). Таким образом, в структуре российского рынка онлайн-продаж ЦФО занял 48,2%. Однако его доля по сравнению с 2015 годом снизилась на 2,5 п.п. Онлайн-продажи в ЦФО росли значительно медленнее, чем в большинстве федеральных округов, — на 15,3%. При этом главным образом за счет трансграничной торговли, которая выросла на 37,1%, тогда как внутренние продажи — всего на 6,3%, отмечают авторы исследования.
Для сравнения, динамика второго по объему (135 млрд руб.) региона — Северо-Западного федерального округа — составила 25,4% в 2016 году. Сопоставимые темпы — 26,2% — продемонстрировал и Сибирский федеральный округ, где объем рынка интернет-коммерции достиг 62,5 млрд руб.
Рекордсменами, по данным АКИТ, стали Приволжский и Южный федеральные округа, онлайн-продажи в которых увеличились на 37,2 и 38,1%, до 114 млрд и 59,2 млрд руб. соответственно. А слабее, чем в ЦФО, онлайн-продажи развивались только в Уральском и Северо-Кавказском федеральных округах, где они выросли на 11,4 и 9,2%, до 62,7 млрд и 14,2 млрд руб.
Где покупают больше
Среди субъектов России в топ-5 рынков интернет-коммерции вошли Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Краснодарский край и Свердловская область, говорит CEO admitad Александр Бахманн. Эти данные подтверждаются и статистикой "Почты России". По данным почтового оператора, в 2016 году максимальное количество зарубежных отправлений с товарными вложениями (30,31%) было доставлено в Москву, Подмосковье, Санкт-Петербург и Ленинградскую область. При этом их совокупная доля выросла более чем на 2 п.п. Среди других российских регионов, которые чаще всего принимают товарные отправления из-за рубежа, в 2016 году, как и годом ранее, оказались Краснодарский край (4,84%), Ростовская (2,75%) и Свердловская (2,68%) области.
Появились деньги
"Развитие регионов более стремительными темпами, чем рост Центрального округа, с точки зрения молодого рынка — естественный процесс. Оптимизируется доставка товаров, онлайн-игроки выходят в регионы. При этом Москва и Санкт-Петербург сейчас перенасыщены", — делает вывод президент АКИТ Алексей Федоров. Высокие показатели ПФО и ЮФО он связал с большим количеством инвестиций, которые поступают в эти регионы, в частности в Сочи, Краснодар и Казань.
Инвестиции в регион косвенно стимулируют онлайн-торговлю, согласен исполнительный директор компании Oborot.ru Иван Кургузов, поскольку у местных жителей "появляются деньги". Показатели Приволжья он также объясняет соседством с Москвой. В некоторых товарных категориях, например в бытовой технике и электронике, столичный рынок достиг насыщения, и многие онлайн-ретейлеры осваивают в первую очередь близлежащие территории, объясняет Кургузов. Вместе с тем он считает, что продажи российских онлайн-магазинов в ЦФО выросли за год в среднем на 10–15%, то есть в два раза больше, чем оценивает АКИТ.
Опрошенные РБК ретейлеры в целом согласны с выводами АКИТ. "В 2016 году динамика онлайн-продаж в "Связном" в регионах была выше, чем в Москве и Санкт-Петербурге", — отметил представитель компании. По его словам, в 2016 году начала восстанавливаться покупательная способность населения в регионах — в столицах этот процесс начался раньше. "Также свою роль сыграл и рост инвестиционной привлекательности ряда регионов ПФО и ЮФО, связанный в том числе с крупными спортивными событиями", — сказал представитель "Связного", добавив, что самую высокую динамику онлайн-продаж ретейлер наблюдал в Поволжье.
В свою очередь, в пресс-службе "Детского мира" заявили, что больше всего онлайн-продажи выросли в ЮФО и СЗФО, "поскольку розница в основном открывала магазины там". А представитель Ozon.ru отметил, что больше всего продажи выросли в СЗФО, на 32%, "за счет запуска фиксированной доставки на следующий день для всей Ленинградской области, а также увеличения сети пунктов выдачи".