All Retail
Опубликовано

Едем или едим: завоюет ли Uber Eats рынок доставки еды

Сервис доставки еды Uber Eats запускается летом в центре Киева. Не напугает ли его приход существующие сервисы доставки, как это было у Uber с такси?

LIGA.net решила выяснить, станет ли эта компания грозой морей для местных сервисов доставки еды и какие подводные камни в этих морях могут встретиться.

Полезная информация:
Uber Eats — платформа для доставки еды из ресторанов водителями и курьерами сервиса Uber. С помощью приложения пользователь выбирает необходимый ресторан, определяется с блюдами по меню и оплачивает заказ. Доставку в обычных условиях обещают в течение получаса.

UberEats запущен в 2014 году и сейчас работает более чем в 200 городах в США, Европе, Австралии, Азии, Южной Америке и Африке. По данным компании, UberEats перерос основной бизнес материнской компании Uber — в 19 европейских городах сервис по доставке еды приносит больший доход, чем сервис такси.

Педаль в пол

Вначале UberEats намерен осуществлять доставку в пределах центра Киева, через некоторое время на Оболони, а затем на Левом берегу. Для этого сервис будет использовать 600 мото-вело-курьеров, которых как раз ищет.

Но “дешевой рыбки” не будет. В переговорах с ресторанами сервис объявил довольно высокую комиссию - 35-40%, что отпугивает участников рынка. Многим небольшим ресторанам, которые постепенно наполняют столицу, такой процент может быть попросту невыгоден.

Конечно, положение новичка будет зависеть от того, как в итоге развернется сервис.

Денег на рынке много

Большинство экспертов называют приход в Украину Uber Eats ожидаемым и закономерным. Ведь сервисы доставки еды стали одним из самых быстро развивающихся сегментов фудтеха на рынках стран СНГ, а интерес к теме сейчас на взлете. В последнее время появилось много компаний, которые занимаются доставкой продуктов — агрегаторы или сами рестораны.

Например, в 2017 году портфельная компания украинской Chernovetskyi Investment Group — сервис доставки еды Eda.ua — объединилась с аналогичными компаниями в странах Балтии. Теперь холдинг Foodout Group охватывает пять стран (Украина, Литва, Латвия, Эстония и Беларусь).

В России в декабре 2017 Яндекс.Такси объявила о покупке московского сервиса доставки еды из ресторанов Foodfox.

“В апреле 2018 о создании подразделения Foodtech Ventures для инвестиций в фудтех проекты заявила Mail.Ru Group, решив, похоже, создать свою собственную фудтех-экосистему на базе приобретенного в ноябре 2016 года сервиса доставки еды Delivery Club и купленного в мае 2017 года приложения доставки ZakaZaka”, - рассказывает сооснователь компании по автоматизации кафе, ресторанов и магазинов Poster Родион Ерошек.

По его словам, общий объем рынка украинского фудтеха превышает $230 миллионов.

“Даже в условиях финансовой нестабильности интерес к доставке еды на дом у украинцев усилился. Сейчас ее заказывают около 15% интернет-пользователей, - отмечает Ерошек. - Постепенно процентное соотношение будет расти, догоняя Западную Европу”.

Успех предопределен?

“Я думаю, что это невероятно классный сервис для потребителей. Уже сейчас многие люди оплачивают заказы из ресторанов картой и вызывают Uber, прося водителей зайти за пакетом. Но 40% комиссии смогут позволить себе только высокомаржинальные и дорогие рестораны”, - говорит основатель сервиса доставки еды GUD FOOD Александр Гудков.

Примерно о том же говорит и Вадим Бардась, инвестаналитик Европейского аналитического центра. “На нее не согласятся многие рестораторы, в частности те, которые предоставляют посетителям уникальные меню и высокий сервис обслуживания”, - отмечает Бардась.

По его словам, приход UberEats на рынок доставки еды в Украине – это логическое продолжение развития данного направления бизнеса. Первой ласточкой был сервис Zakaz.ua, доставляющий на сегодня продукты из ведущих супермаркетов столицы. А спроса хватит на всех.

“Около 20-30 тысяч домохозяйств премиум-сегмента в Киеве приобретают еду в ресторанах, тратя на это время и ресурсы. Поэтому они начнут пользоваться услугами UberEats. Единственным ограничением, помимо комиссии, для дальнейшего развития в направлении получения новых клиентов может стать снижение покупательной способности населения в Украине и миграция на постоянное место жительства за границу”, - считает Вадим Бардась.

Приветствует заход конкурента и Евгений Казанцев, CEO Eda.ua. По его мнению, сервис поможет доформировать рынок и покажет потребителям новые возможности.

“Что касается проблем, то, как и в любом другом бизнесе, все зависит от стратегии, которую выберет UberEats в Украине. При планировании и построении финансовой модели необходимо учитывать специфику нашего рынка и его ключевые показатели, такие как комиссия, стоимость доставки, расстояние и время выполнения заказа, средний чек и покупательная способность”, - говорит Казанцев.

По мнению Родиона Ярошека, сервис UberEats скорее всего быстро изменит расстановку сил на украинском рынке, как он уже сделал это на российском.

“Комиссия 30-40% для ресторанов - средняя по рынку. Тут вряд ли кроется какое-то конкурентное преимущество сервиса”, - отмечает он, не соглашаясь с другими экспертами.

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или