Грузия готова нарастить экспорт соков, чая и фундука в ЕС
Международный торговый центр (ITC) провел в Грузии исследование шести субсекторов: чая, соков, сухофруктов, переработанных фруктов и овощей, фундука, специй, в результате которого были выявлены 3 продукта, имеющие наибольший экспортный потенциал на рынке ЕС. Это фруктовые соки, чай и фундук. В ходе проекта ReadyforTrade, финансируемого ЕС, была опрошена 81 грузинская компания, из которых 49% уже поставляют продукцию на рынок ЕС, а еще 37% готовы начать экспорт. Каково положение в каждом из секторов и что нужно сделать для роста экспорта на европейские рынки, об этом EastFruit рассказал менеджер проекта Коте Мдинарадзе.
По его словам, в рамках проекта Международный торговый центр планирует тесное сотрудничество с выбранными компаниями, окажет им техническую помощь, а также поможет в популяризации продукции путем участия в международных выставках, налаживания связей с европейскими дистрибьюторскими сетями и т.п.
В беседе с EastFruit Коте Мдинарадзе отметил, что на Западе растет тенденция к здоровому образу жизни и потреблению натуральных продуктов высокого качества, и именно здесь находятся огромные возможности для грузинских производителей.
Натуральные соки
В 2017 году Грузия экспортировала натуральных соков на сумму $5 543 000, в том числе в ЕС натурального сока и яблочного концентрата на $2 156 000. Коте Мдинарадзе рассказывает, что наибольшим спросом у европейского потребителя пользуются натуральные соки из нишевых продуктов. По его словам, на сегодняшний день один из главных вызовов в секторе, препятствующий развитию экспорта, – дефицит сырья, из-за чего бывали случаи, когда крупным производителям приходилось импортировать фрукты. Кроме того, на производство соков негативно влияет низкое качество фруктов и овощей, выращиваемых местными фермерами.
«В ходе нашего исследования было выявлено, что спрос на органические, натуральные соки, изготовленные из нишевых продуктов - гораздо выше, чем на так называемые стандартные: это может быть гранатовый сок, микс из граната и ежевики, граната и свеклы, микс из переработанных фруктов и овощей и много других комбинаций. Компании, которые участвуют в нашем проекте и имеют органические сертификаты, отмечают более высокий спрос на пастеризированные соки холодного отжима, поскольку эта технология позволяет сохранить все полезные витамины в продукте», - обобщает Коте Мдинарадзе.
Чай
Несмотря на то, что в последние годы на рынке ЕС уменьшилось потребление черного чая, бенефициарии проекта заявляют о росте спроса на зеленый и травяной чаи, обладающие целебными качествами. В 2017 году из Грузии было экспортировано чая на $2 415 000, включая экспорт в ЕС на $136 000. По словам Коте Мдинарадзе, низкие экспортные показатели на рынок ЕС обусловлены тем, что действующие в Грузии предприятия по переработке чая были модернизированы лишь недавно, также относительно недавно началось производство органического чая. Одним из главных вызовов в секторе Коте Мдинарадзе называет низкое качество сырья, производимого местными фермерами. Государство активно содействует улучшению качества сырья, в том числе, качества предурожайных и постурожайных работ.
Читайте также: Инвестор из США планирует вложить $1 млн в развитие чайной промышленности в Грузии
Сегодня спрос на грузинский чай более высок в странах Восточной Европы, где вкусовые качества грузинской продукции помнят еще с советских времен. Что касается Западной Европы, то, как рассказывает Коте Мдинарадзе, в рамках проекта запланировано повысить конкурентность грузинских производителей чай, в том числе оказанием технической помощи, налаживанием прямых контактов с европейскими партнерами за счет проведения торговых миссий и участия в международных выставках.
«Тенденция такова, что в страны СНГ вывозится, в основном, чай низкого качества, на который нет спроса в ЕС. Для европейского рынка интересны зеленый чай и травяной чай с целебными свойствами. Кроме необходимого сертифицирования, желательно, чтобы компания позиционировала свой продукт как нишевый, то есть получила дополнительный сертификат о производстве органического продукта. На данный момент местные производители сталкиваются со сложностью в налаживании прямых контактов с европейскими дистрибюторами, в чем мы собираемся им помочь, кроме того, грузинский чай пока что не так узнаваем на европейском рынке, поэтому запланированные мероприятия помогут им в преодолении этих сложностей», - констатирует Коте Мдинарадзе.
Фундук
Грузия является крупнейшим производителем фундука и занимает четвертое место в мире по объему производства лесных орехов после Турции, Италии и США. Грузинский фундук имеет потенциал на европейском рынке в первую очередь, исходя из тенденции роста мирового спроса на эту ореховую культуру. Наиболее значимыми потребителями фундука в ЕС являются Германия, Франция и Италия - крупнейшие производители продукции с содержанием фундука. Главный фактор, препятствующий росту экспорта фундука – некачественное сырье, некачественный сбор, хранение и переработка фундука.
«Цена на фундук на мировом рынке устанавливается, исходя из цен на турецкий фундук. Наше преимущество заключается в том, что грузинский фундук стоит дешевле турецкого, поэтому это очень важный фактор в обеспечении конкурентности. Но разница между нашим и турецким орехом в том, что Турция давно укрепила свои позиции и завоевала хорошую репутацию на мировом рынке. Такую же работу нам предстоит провести в Грузии. Наша главная задача – повысить информированность европейского потребителя и обеспечить высокую репутацию грузинского фундука. Нужно время, чтобы доказать европейскому потребителю, что грузинский фундук отличается высоким качеством и соответствует всем стандартам», - говорит Коте Мдинарадзе.