All Retail
Опубликовано

Игорь Гут: Как приход IKEA повлияет на украинский рынок ритейла

Партнер шведского проекта Develop Your Business (DYB) Игорь Гут о том, почему ритейлерам стоит не только радоваться приходу IKEA в Украину, но и готовиться к глобальным потрясениям.

IKEA официально подтвердила выход в Украину: первый магазин сети в формате city-store откроется в киеввском ТРЦ Ocean Mall в 2019 году. Для всего рынка, международных сетей и инвесторов это позитивный сигнал. Но есть ряд нюансов.

В январе этого года партнер шведского проекта Develop Your Business (DYB) Игорь Гут в колонке для RAU рассуждал о том, какие перемены украинскому ритейлу принесет выход в страну IKEА. Редакция портала решила напомнить читателям, почему ритейлерам стоит не только радоваться приходу IKEA в страну, но и готовиться к глобальным потрясениям.

Просто сравните цифры: наша крупнейшая сеть АТБ увеличила в 2016 году оборот до 50 млрд грн. Оборот IKEА в 2016-м превысил 35 млрд евро.

Я бы рекомендовал бизнесу подготовиться. И вот почему:

1. IKEA это ледокол. Она сломает старый консервативный рынок своей отрасли. И это не только мебель. Ассортимент ІКЕА закрывает практически все потребности в домашнем интерьере в целом. А в последнее время доступна даже услуга по индивидуальному дизайну.

В то же время ІКЕА создаст новые рынки В2В для ответственных и инновационных поставщиков. Но исключительно по ее правилам.

Это большие возможности для наших производителей, но это и вызов их слабой технологичности и бессистемности. Когда в Вильнюсе я пью кофе из чашки с лого ІКЕА, но «сделано в Болгарии», я задаю себе вопрос — почему не в Украине?

2. Конкурировать с ІКЕА невозможно. Она лучший в мире пример концепции Affordable Excellence. Ни одна украинская компания не способна дать одновременно прогрессивный дизайн, высокое качество и цену ІКЕА. Не говоря о других сервисах. Не способна ни технологически, ни из-за особенностей культуры. Эффективное сочетание таких вещей как дизайн и функциональность практически не присутствует в нашем ментальном поле. Заботу об окружающей среде или экологичности мы все еще игнорируем. В одном «центре демократичного дизайна» в ІКЕА занято 1500 человек! Ежегодно они разрабатывают до 2000 новых товаров и 10 коллекций limited edition с приглашенными дизайнерами.

При этом с IKEA можно сотрудничать. Если сможете соответствовать. А еще сохранять дисциплину, качество и объем в длительном периоде. Но, к сожалению, большинство у нас спринтеры.

3. Конечно, в первую очередь удар примут крупные города. К счастью для тех, кто хочет жить по-старому, Украина — страна малых городов. Туда IKEA в ближайшие годы не дотянется. Плюс население не очень мобильное, плюс традиционные вкусы. Ну и конечно, премиум-сегмент (или уже ниша?) останется тоже вне конкуренции с гигантом.

4. IKEA активно распространяет свою экспансию в онлайн. При этом понимая, что «люди все равно хотят посидеть на диване, прежде чем его купить», стремится к центру крупных городов. На встрече с #DYB в Стокгольме в этом году нам рассказывали о новом формате. Это что-то вроде «мини IKEA» и сервисный центр прямо в центре города. Такой же в Копенгагене. Если эксперимент будет удачным (а в их случае точно будет), пойдут и вглубь, и вширь, и в параллельный мир (привет ребятам из пункта 3).

5. Ледокол IKEA затронет не только свою отрасль. Его эффект как работодателя запустит волны по всему океану (для понимания — в большом магазине IKEA работает примерно столько же людей, как во всей сети BROCARD).

Она принесет европейскую культуру и стандарты в отношения работодателя и работника. Философия IKEA такова, что начальник — не надсмотрщик.

Это наставник, который всегда подставит плечо, выполнит задачу до конца, если не справляется подчиненный. Еще IKEA работает как биржа труда. Вы можете покупать часы, дни – все зависит от квалификации и желания (теперь будут бежать не в Польшу, а в IKEA).

Поэтому, прежде всего, я радуюсь приходу IKEA не как покупатель. Потому что этот ледокол станет стимулом для украинского бизнеса. А все, что нас не убивает — делает сильнее.  IKEA принесет шведскую культуру бизнеса. Что такое ответственность, прозрачность, отсутствие взяток – ощутят все, кто соприкоснется с IKEA – и поставщики, и девелоперы, и конкуренты, и другие работодатели страны, и даже госорганы.

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или