All Retail
Опубликовано

Придут ли в Украину другие инвесторы вслед за H&M и IKEA

В августе этого года в Lavina Mall в Киеве открылся первый в Украине магазин шведского международного ритейлера H&M. В октябре откроется второй — в столичном ТРЦ SkyMall. В середине сентября официально подтвердил выход на украинский рынок еще один шведский гигант — сеть магазинов «все для дома» IKEA. Сергей Гаспарян, партнер, руководитель отраслевой практики потребительского сектора KPMG в Украине, в колонке для nv.ua рассуждает, почему это могло бы стать позитивным сигналом для других зарубежных инвесторов. Однако риски инвестирования в Украину для них остаются высокими.

Что стоит за решением H&M

Оценивая значимость прихода H&M на рынок Украины как показатель улучшения бизнес-климата, стоит обратить внимание на тот факт, что для этого ритейлера ключевой проблемой сегодня является снижение прибыльности на развитых рынках, в частности, в Европе.

Также компания испытывает давление из-за увеличения запасов нераспроданной одежды. По данным Bloomberg, общая сумма товарных остатков бренда по состоянию на июнь этого года превышала $4 млрд, что является рекордом для H&M. Все это подталкивает компанию к тому, чтобы рассматривать развивающиеся и высоко рисковые рынки, к числу которых относится и Украина, в качестве новых точек роста.

В этом контексте решение H&M освоить украинский рынок не является чем-то знаковым, и вряд ли будет способствовать изменению позиции других международных инвесторов в отношении Украины как зоны для вложения долгосрочных инвестиций.

Если в Украину и будут заходить другие крупные ритейлеры, то это, скорее, будут пробные инвестиции, не предполагающие масштабные проекты со строительством собственных торговых площадей либо производства на территории нашей страны.

Например, IKEA рассматривает возможность открытия только небольших торговых точек в Украине на арендованных площадях. В то время как традиционно в странах присутствия эта компания строит большие торговые центры, часть которых занимает сама, а часть сдает в аренду.

Почему международные ритейлеры не спешат вкладываться в украинский рынок

Нельзя отрицать тот факт, что в целом бизнес-климат в Украине улучшается. Международные ритейлеры начали обращать внимание на Украину как потенциально перспективный рынок, но пока все же не готовы проявлять большую инвестиционную активность в нашей стране.

С одной стороны, такие инвестиции сдерживает низкий уровень доходов населения и отсутствие необходимой инфраструктуры для размещения новых брендов. С другой – политическая нестабильность и уровень коррупции. Например, не является секретом тот факт, что IKEA отказалась от масштабных проектов в Украине в виду значительной коррупционной составляющей, связанной с получением доступа к земле, необходимой для строительства торгового центра.

Еще одна проблема, которая препятствует притоку инвестиций международных ритейлеров – контрафакт, отсутствие у инвесторов уверенности в том, что их инвестиции, как и право интеллектуальной собственности, будут защищены.

Для решения этих проблем необходима доработка украинского законодательства с учетом лучшей европейской практики в комбинации с реформированием судебной системы. Инвесторы должны быть уверены в том, что их бизнес может работать в Украине честно и безопасно.

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или