Ресторан на диване: как в Украине работают Uber Eats и Glovo
Почему доставка еды из ресторанов становится все более популярной, насколько быстро украинцы привыкают к новым возможностям и как в ближайшем будущем будут развиваться сервисы, предлагающие столь непривычные услуги.
Журнал Новое Время проанализировал: насколько быстро украинцы учатся использовать возможности, которые предлагают службы доставки готовой еды, что и почему заказывают, и как оценивают перспективы этого бизнеса. RAU публикует сокращенную версию материала.
Столичные жители вошли во вкус Uber Eats и Glovo — офисные клерки, бизнесмены и просто занятые горожане все чаще пользуются подобными сервисами доставки готовой еды. Речь уже не идет о банальной пицце или суши — курьеры везут клиентам блюда из кафе, сетевых ресторанов и заведений рангом повыше.
Дела у Glovo пошли успешно: их курьеры с яркими угловатыми рюкзаками — пешие, на велосипедах или на мотороллерах — уже стали частью привычного городского пейзажа. Особенно много их возле ресторанов сети McDonald’s: они собирают здесь заказы и развозят клиентам. Сервис заключил договоры на доставку еды не только с McDonald’s, но и с семью сотнями других ресторанов и магазинов. Испанский сервис декларирует, что возит все категории потребительских товаров, но основная масса заказов — именно готовая еда. «Мы обещаем доставить клиенту заказ в течение 45 минут», — рассказывает Дмитрий Расновский, менеджер украинского представительства Glovo.
В Украине работает и конкурент Glovo в Европе — американская Uber Eats. Принципы ее работы те же, но она обещает доставлять заказы за 35 минут.
Красиво есть не запретишь
Появление мировых игроков в Украине неслучайно: рынок доставки готовых блюд из заведений общественного питания растет со скоростью 10–20% в год. По итогам 2018‑го его оборот составил 75 млн евро, или примерно 12% всего ресторанного рынка страны. Так его оценивают специалисты отечественного интернет-сервиса Eda.ua — одного из крупнейших игроков в этой сфере, начавшего работу четыре года назад.
Если раньше заказ готовой еды в Украине означал в основном удаленное приобретение пиццы или суши, то нынче курьеры возят практически все: начиная с фаст-фуда и заканчивая блюдами из премиальных ресторанов.
«Большую часть заказов (75%) клиенты делают напрямую в заведениях, по телефону или через интернет-сайты ресторанов», — рассказывает Евгений Казанцев, генеральный директор сервиса Eda.ua. В этом случае за доставку клиент, как правило, не платит. Остальные 25% приходятся на так называемые агрегаторы — компании, которые везут блюда из большого списка заведений. Тут стоимость работы курьера может стартовать от 20 грн за заказ.
Компания Казанцева как раз и представляет собой подобный агрегатор, к которому подключены 1500 заведений. При этом общее количество уникальных клиентов Eda.ua составляет 400 000 человек, и последние несколько лет их число растет со скоростью 30% в год.
Об этих последних годах упоминает и Ольга Насонова, основатель компании Ресторанный консалтинг. По ее словам, именно в этот период доставка еды из ресторанов и кафе начала расти лавинообразно.
Теперь на этот рынок заглядываются даже те, кто раньше был по другую сторону, — рестораторы. Например, Дмитрий Борисов, совладелец Семьи ресторанов Дмитрия Борисова, хочет доставлять клиентам еду из своих заведений. На реализацию этого проекта он собирается потратить 2–2,5 млн евро.
Бургер на дом
Появление в Украине Glovo и Uber Eats — это отражения мировых тенденций. По данным международной консалтинговой компании McKinsey, этот сегмент ежегодно растет на 20–30%. “Люди становятся более интровертными, лишний раз вообще не хотят никуда выходить”, — поясняет Ольга Насонова.
Так, поколение Z, то есть те, кто появился на свет во второй половине 1990‑х — первой половине 2000‑х, в 38% случаев выбирают доставку готовых продуктов или блюд, а миллениалы — то есть те, чья юность пришлась на начало XXI века, — в 30% случаев.
А вот их родители — поколение X и беби-бумеры — еду домой или в офис заказывают в 3–6 раз реже.
Сервисам доставки, как в глобальном, так в украинском масштабе, способствует проникновение интернета, особенно мобильного. И хотя большая часть заказов делается офлайн, доля интернета, в том числе мобильного, растет.
Географические зоны наиболее частых заказов совпадают с картой покрытия мобильного скоростного интернета 3G и 4G, доступного, как правило, в крупнейших мегаполисах страны. Так, по данным сервиса Eda.ua, который работает в 29 городах, 80% поступающих к ним заказов приходится на пять населенных пунктов: Киев, Харьков, Днепр, Одессу и Львов. Причем около 60–65% из них приходит на Eda.ua с мобильных устройств.
Поэтому Glovо, по словам Расновского, начав со столицы, в первых числах марта появилось и в Харькове. А теперь еще и в Днепре. А во II квартале года испанцы планируют провести экспансию еще в несколько крупных городов страны.
Большие населенные пункты привлекательны и тем, что тут наиболее платежеспособное население. «А высокое благосостояние — едва ли не важнейший фактор, стимулирующий рынок доставки готовой еды», — уверена Насонова. Она отмечает, что как только курс гривни падает, а доходы идут вниз, доставщики еды тут же теряют заработок.
Играет свою роль и такая мелочь, как привычка. Для тех, кто уже попробовал доставку еды, подобный сервис становится обычным делом. И так в процесс вовлекаются все новые заказчики. “Если раньше возвратность клиентов [тех, кто, воспользовавшись сервисом, делает это снова] была на уровне 10–15%, то сейчас этот показатель составляет где‑то 20–25%”, — поясняет Казанцев из Eda.ua.
Развивает доставку такой неочевидный для этой отрасли фактор, как рост количества личных автомобилей. «Из-за пробок в городах становится труднее перемещаться, а люди все больше ценят собственное время», — говорит Андрей Курский, генеральный директор Zakaz.ua. Его компания тоже доставляет еду, но не готовую, а из супермаркетов. За последние два года объем заказов у нее вырос на 300%.