Сільпо, Эпицентр, Цитрус и другие: самые дорогие ритейл-бренды Украины резко подешевели
Суммарная стоимость украинских брендов сферы розничной торговли — почти $1 млрд. Среди топ-100 самых дорогих торговых марок Украины почти два десятка имеют отношение к ритейлу. Но за 2019 год почти все они резко потеряли в цене. Исключения лишь подтверждают правило.
Издание НВ представило свой ежегодный рейтинг самых дорогих торговых марок Украины. Как и годом ранее, заметная часть позиций в списке принадлежит компаниям, прямо или косвенно связанным со сферой розничной торговли. Но есть заметное отличие: если в 2018 году бренды ритейлеров в своем подавляющем большинстве росли в цене (к примеру, торговая марка Цитрус подорожала сразу на 116,6%, Алло — 91,7%, Фокстрот — 82,1%), то в этом динамика прямо противоположная.
Не зная детальных методик расчета стоимости украинских брендов (проводит компания MPP Consulting), сложно сказать, в чем именно причина резкого обесценивания ритейл-брендов, но факт остается фактом: за редкими исключениями торговые марки сферы розничной торговли заметно потеряли в цене. Даже такие успешные и прибыльные ТМ как Эпицентр и EVA по мнению экспертов MPP Consulting стали стоить меньше. Аналогичная ситуация и у лидирующих компаний других сегментов украинской розничной торговли: Сільпо, Фокстрот, Цитрус и т. д.
Впрочем, есть и ритейлеры, сумевшие нарастить капитализацию бренда. Учитывая неудачу коллег по рынку, стоит обратить внимание на успехи Novus (цена ТМ выросла на $3,1 млн), Comfy (+$4,5 млн), АТБ (+$9 млн). Также сохраняют динамику роста стоимости брендов лидер интернет-торговли Украины Rozetka.ua (+$58 млн), и самый крупный маркетплейс страны Prom.ua (+$1,3 млн).
Есть в рейтинге «Топ-100 самых дорогих брендов Украины» от НВ и дебютанты, имеющие отношение к розничной торговле. Так, впервые в список попал крупнейший дистрибьютор и продавец обуви в стране Intertop (91-я позиция, торговую марку оценили в $6 млн), и сразу две компании из сферы аптечного ритейла: Аптека Низких Цен (она же Аптека НЦ, 65-е место, $16 млн) и Аптека Доброго Дня, (92-я строчка, $6 млн).
В абсолютных показателях сильнее всего в цене потерял бренд Сільпо: $19 млн. На втором месте по падению стоимости входящая в ту же Fozzy Group сеть магазинов Фора (-$14 млн), на третьем — Эпицентр (-$13,5 млн). С чем связана такая тенденция, со стороны судить невозможно, но темпы открытия новых и обновления существующих магазинов этих трех сетей подсказывают что, вероятнее всего, эти потери временные и уже в ближайшее время бренды продолжат дорожать.
В относительных величинах (процент падения стоимости торговой марки по отношению к предыдущему году) больше всего потеряла сеть Велика Кишеня. Если в рейтинге 2018-го она оценивалась в $22,1 млн и занимала 53-е место, то в свежем «Топ-100» опустилась сразу на 20 позиций, а бренд подешевел на 41,1% (на $9,1 млн). Также существенно потеряли ЭКО маркет — 24,3%, EVA — 23,2%, Фора — 22,6%.
В целом, список самых дорогих брендов в ритейле Украины, куда вошли 20 компаний, выглядит так: