All Retail
Опубликовано

Экспорт овощей из Украины за 10 месяцев 2019 года уменьшился на 24%

На фоне увеличения экспорта плодово-ягодной продукции поставки за рубеж овощей за 10 месяцев 2019 существенно сократились. Так, по состоянию на 1 ноября 2019 года, Украина экспортировала овощей (без учета бобовых культур и грибов) на общую сумму $25,1 млн. Таким образом, экспорт товаров данной торговой группы сократился на 24% в стоимостном выражении. Более того, экспортная выручка в отчетный период является наименьшей минимум за последние 5 лет.

По словам исполнительного директора УПОА Семена Крамаренко, основной причиной такого существенного снижения показателей является уменьшение объемов экспорта тепличной продукции. Так, томаты, которые в последние годы приносили Украине максимальную экспортную выручку в сегменте овощей в этом году уступили лидерство замороженным овощам. За 10 месяцев текущего года Украина экспортировала 6,5 тыс. тонн замороженных овощей, общей стоимостью $6,3 млн. В стоимостном выражении экспорт уменьшился на 8%, в то время как в натуральном выражении экспорт остался на уровне прошлого года.

Но такое уменьшение показателей экспорта замороженных овощей меркнет на фоне уменьшения поставок томатов из Украины. Как сообщает УПОА, по состоянию на 1 ноября Украина поставила за рубеж 7,8 тыс. тонн томатов общей стоимостью $4,8 млн. По сравнению с 2018 годом экспорт снизился на 43% и на 49% соответственно. Более того, объем поставленных за рубеж томатов сократился в 2,5 раза за последние 5 лет.

«Ситуация с экспортом украинских томатов осложнилась в 2014, когда Украина из-за обострения политических и экономических отношений потеряла рынок России. К 2014 году Украина экспортировала более 55 тыс. тонн томатов в год, а основные поставки были именно в Россию. Потеря основного рынка сбыта тепличной продукции привела к налаживанию реэкспортных схем через Беларусь. Однако в последнее время все больше производителей отказывается от таких схем из-за дополнительных затрат на переоформление документов и рисков невыплат. Более того, даже на внутреннем рынке украинским производителям довольно сложно конкурировать с турецкой продукцией, поскольку расходы на газ и электроэнергию в Турции на порядок меньше. Сейчас украинские производители овощей закрытого грунта требуют квотирования ввоза и внедрения торговой пошлины на импортную продукцию», - объясняет Семен Крамаренко.

При этом исполнительный директор УПОА отмечает, что основными рынками сбыта украинских томатов остаются Польша и Беларусь, которые в дальнейшем реэкспортируют эту продукцию. Одним из вариантов для улучшения ситуации эксперты Украинской плодоовощной ассоциации видят поиск новых рынков сбыта томатов.

По словам директора по развитию УПОА Катерины Зверевой, прежде всего, Украина должна увеличить свое присутствие на всех ближайших рынках, поскольку все страны-соседи в зависимости от сезона сталкиваются с различными рода провалами и проблемами достаточно широкого ассортимента продукции. Одним из наиболее перспективных рынков сбыта, по словам директора по развитию УПОА, является Румыния, которая ежегодно импортирует томаты более чем на $150 млн по достаточно высоким ценам. И даже невзирая на то, что Украина имеет 600 км общей границы с Румынией, экспорт томатов в эту страну отсутствует.

«Также украинским экспортерам следует обратить внимание на рынок Ближнего Востока. Представители УПОА общались с импортерами плодоовощной продукции из Дубаи, которые обслуживают сотни гостиниц в городе. И пока с их стороны есть высокий спрос на тепличную продукцию. Но здесь речь идет исключительно о премиальном сегменте и продукции с высокими стандартами. Поставки томатов в Дубаи возможно осуществить исключительно авиатранспортом и сейчас далеко не все производители готовы к такой тонкой работе. Что касается поставок продукции морским транспортом, то стоит отметить такую страну как Саудовская Аравия. Время на перевозку продукции из одесского порта в порты Саудовской Аравии составляет в среднем 10-12 дней, что позволяет сохранить кондиции товара. Поэтому варианты для улучшения ситуации на рынке тепличной продукции есть, но для этого нужно инвестировать в развитие и маркетинг», - уверена директор по развитию УПОА.

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или