All Retail
Опубликовано

Исследование IBM X-Force: кража учетных данных и уязвимости стали главными врагами бизнеса в 2019 году

Анализ IBM показал, что из отчетов по б IBM (NYSE: IBM) опубликовала ежегодный индекс угроз IBM X-Force Threat Intelligence Index 2020, который показал, как изменились методы киберпреступников за несколько десятилетий незаконного доступа к миллиардам корпоративных и персональных записей и использования сотен тысяч уязвимостей в программном обеспечении. Согласно исследованию, 60% первичных проникновений в инфраструктуру жертвы были осуществлены при помощи ранее украденных учетных данных и известных уязвимостей ПО, что позволяло злоумышленникам меньше полагаться на обман пользователей, чтобы получить доступ к данным.

Отчет IBM X-Force наглядно демонстрирует факторы, способствовавшие этому сдвигу, включая три основных вектора атак:

  • Фишинг успешно использовался в качестве первоначального метода проникновения менее чем в трети случаев (31%), в то время как в 2018 году эта цифра достигала половины.
  • Выявление и использование уязвимостей были причиной 30% взломов по сравнению с 8% в 2018 году. И даже давно известные уязвимости в Microsoft Office и Windows Server Message Block до сих пор масштабно эксплуатируются.
  • Использование ранее украденных учетных данных также набирает популярность в качестве точки входа: речь идет о 29% случаев. Только в 2019 году более 8,5 млрд записей было скомпрометировано — это на 200% больше по сравнению с предыдущим годом, а значит в руки преступников попало еще больше учетных данных, которыми в дальнейшем можно будет воспользоваться.

«То количество взломанных учетных записей, которое мы видим сегодня, говорит о том, что в руки киберпреступников попадает все больше ключей, открывающих доступ к нашей частной жизни и работе. Им больше не нужно тратить время на изобретение хитрых способов проникновения в компанию — преступники могут проникать в сеть и проводить атаки, просто используя известные методы, такие как вход в систему с украденными учетными данными, — сказала Венди Уитмор, вице-президент IBM X-Force Threat Intelligence. — Усиленные меры защиты вроде многофакторной аутентификации или технологий single sign-on необходимы для обеспечения кибер-устойчивости организации и защиты пользовательских данных».

IBM X-Force составляет отчеты, анализируя ежедневно более 70 млрд событий из сферы информационной безопасности более чем в 130 странах мира. Используются и дополнительные источники данных: X-Force IRIS, X-Force Red, IBM Managed Security Services и официально опубликованные сообщения об утечках. Помимо этого, специалисты IBM X-Force используют тысячи спам-ловушек по всему миру и отслеживают десятки миллионов фишинговых и спам-атак ежедневно, а также анализируют миллиарды веб-страниц и изображений для выявления мошенничества или незаконного использования брендов.

  • олее чем 8,5 млрд взломанных записей в 2019 году 7 млрд, то есть более 85%, были связаны с неправильной настройкой облачных серверов и других некорректно сконфигурированных систем. Это

разительная перемена по сравнению с 2018 годом, когда соответствующая цифра не превышала половины всех взломанных записей.

  • Вирусы-шифровальщики в банковской сфере. Согласно отчету за 2019 год, некоторые из наиболее активных банковских троянов, такие как TrickBot, стали чаще использоваться в качестве плацдарма для проведения масштабных ransomware-атак. Фактически вирусы-шифровальщики и новые коды, которые используют банковские трояны, возглавили рейтинг рассмотренных в отчете вредоносных программ.
  • Фишинг на доверии. Технологические компании, социальные сети и стриминговые сервисы вошли в десятку брендов, за представителей которых чаще всего выдают себя мошенники с целью фишинга. Эти изменения могут говорить о том, что люди стали больше доверять технологическим провайдерам, а не розничным сетям и финансовым компаниям, как было раньше. В числе наиболее крупных брендов, используемых в мошеннических схемах, значатся Google, YouTube и Apple.

Атаки вирусов-шифровальщиков эволюционируют

Отчет IBM X-Force выявил общемировые тренды в сфере атак с целью вымогательства, которые поражают как общественный, так и частный сектор. 2019 год продемонстрировал значительный рост активности вирусов-шифровальщиков — подразделение IBM X-Force усилило профильную службу реагирования, чтобы поддержать своих клиентов из 13 различных отраслей во всем мире, еще раз подтверждая, что подобные атаки не имеют привязки к индустрии.

Более 100 государственных служб в США подвергались атакам вирусов-шифровальщиков в прошлом году. Специалисты IBM X-Force также отметили масштабные атаки в адрес ритейлеров, производственных и транспортных компаний — все они, как известно, владеют большими объемами монетизируемых данных либо полагаются на устаревшие технологии и, как следствие, оказываются в зоне риска. В 80% атак преступники использовали уязвимости Windows Server Message Block. Та же тактика применялась для распространения вируса WannaCry, который нанес ущерб компаниям в 150 странах в 2017 году.

Атаки вирусов-шифровальщиков стоили организациям более $7,5 млрд в 2019 году, при этом злоумышленники наслаждаются добычей и не планируют останавливаться в 2020. В отчете IBM, подготовленном совместно с компанией Intezer, говорится, что новый вредоносный код был замечен в 45% банковских троянов и в 36% вирусов-шифровальщиков. Это говорит о том, что, создавая новые коды, преступники продолжают работать над тем, чтобы избежать своего обнаружения.

Специалисты IBM X-Force отметили тесную связь между вирусами-шифровальщиками и банковскими троянами: трояны открывают двери для прицельных и высокодоходных вымогательских атак. Таким образом расширяются способы развертывания программ-вымогателей. Например, существуют подозрения, что наиболее активная финансовая вредоносная программа TrickBot была использована для развертывания вируса Ryuk в корпоративных сетях. Другие банковские трояны, такие как QakBot, GootKit, Dridex, также развиваются в этом направлении.

Подложное использование названий технологических компаний и социальных сетей в фишинговых схемах

Чем больше пользователи узнают о фишинговых письмах, тем более таргетированными становятся атаки. Вместе с некоммерческой организацией Quad9 специалисты IBM выявили

усиливающуюся тенденцию в сфере фишинга: преступники выдают себя за крупные потребительские технологические бренды (технологические компании, социальные сети, стриминговые сервисы) и подделывают ссылки на их сайты с целью фишинга.

Почти 6 из 10 наиболее часто используемых мошенниками брендов относились к доменам Google и YouTube. Бренды Apple (15%) и Amazon (12%) также использовались мошенниками с целью кражи монетизируемых данных пользователей. По мнению IBM X-Force, эти бренды были выбраны в первую очередь из-за того, что у них есть монетизируемые данные.

Facebook, Instagram и Netflix также вошли в десятку наиболее подделываемых брендов, но со значительно меньшей долей использования. Возможно, причина в том, что у них обычно нет данных, которые можно непосредственно монетизировать. Поскольку мошенники часто делают ставку на использование одинаковых паролей — и достигают успеха — специалисты IBM X-Force полагают, что частое применение одинаковых паролей как раз могло сделать эти бренды главной целью преступных атак. Исследование The Future of Identity, проведенное IBM, показало, что 41% опрошенных представителей поколения миллениалов используют один и тот же пароль множество раз, а у поколения Z в среднем всего пять разных паролей, то есть степень повторного использования очень высока.

Отличить поддельный домен от настоящего может быть очень сложно — именно этим и пользуются мошенники. Десять наиболее часто подделываемых брендов, указанных в отчете, на которые в сумме приходится около 10 млрд учетных записей[1], открывают преступникам широкое поле для деятельности. При таких масштабах высока вероятность, что ничего не подозревающий пользователь кликнет на поддельную ссылку.

Другие важные выводы, представленные в отчете:

  • Позиции ритейла растут в рейтингах целевых отраслей. Сфера розничной торговли стала второй наиболее атакуемой отраслью в 2019 году. С небольшой разницей в количестве атак первое место в этом списке четвертый год подряд занял финансовый сектор. Атаки Magecart, затронувшие 80 сайтов интернет-магазинов летом 2019 года, стали одними из наиболее значимых атак на сферу ритейла. Вероятно, целью киберпреступников были личные данные потребителей, данные платежных карт и даже ценная информация программ лояльности. Согласно данным подразделения IBM по реагированию на инциденты безопасности, ритейлеры также подверглись большому количеству атак вирусов-шифровальщиков.
  • Рост атак на промышленные системы управления (ICS) и операционные технологии (OT). В 2019 году число атак на OT-системы выросло в 21 раз по сравнению с прошлым годом. Это беспрецедентное количество атак на ICS и OT как минимум за последние три года. В наиболее крупных атаках использовались известные уязвимости в аппаратном обеспечении систем SCADA и ICS в сочетании с подбором паролей путем их «распыления».
  • Северная Америка и Азия — наиболее атакуемые регионы. В этих регионах в прошлом году наблюдалось наибольшее количество атак (более 5 млрд) и наиболее существенные утечки данных — более 2 млрд записей.

В отчете использовались данные, собранные IBM в 2019 году для анализа глобального ландшафта угроз и информирования специалистов в сфере кибербезопасности об опасностях, наиболее релевантных для той или иной организации. Чтобы скачать копию отчета IBM X-Force Threat Intelligence Index 2020, пройдите по ссылке: https://ibm.biz/downloadxforcethreatindex

[1] Согласно результатам анализа общедоступной информации, проведенного компанией IBM.

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или