Euromonitor International: три фактора, меняющие модель мирового ритейла
Группа экспертов Euromonitor International среди восьми основных тенденций, которые могут привести к наибольшим переменам в торговле, в докладе Shopping Reinvented выделяет новые способы приобретения товаров.
В частности, исследователи отмечают, что 46% опрошенных потребителей готовы платить за экономию времени, 57% указывают, что им необходима возможность совершения онлайн-покупок, а 58% ищут персональный опыт совершения покупок, подстроенный лично под их нужды. RAU публикует адаптированную версию материала.
Торговля по подписке автоматизирует пополнение домашних запасов
Платные подписки относятся к системам автоматических заказов, отправляемых потребителям на регулярной основе. Как отмечают эксперты, пока что эти инструменты находятся в центре внимания из-за своей новизны, но со временем подписки превратятся в пассивный способ пополнения запасов товаров для дома. Например, Chewy — американский онлайн-магазин корма для животных — 70% продаж обеспечивает за счет автоматической подписки.
Получение товаров по подписке больше свойственно развивающимся рынкам (топ-5 в 2019 году: Индия, Китай, Турция, Мексика и Южная Корея). Главные причины использования потребителями: удобство (50%), возможность попробовать новые продукты (34%), экономия денег (27%) и отсутствие времени на шоппинг (16%).
Подписки добавляют удобства клиентам и коммерция, базирующаяся на машинных алгоритмах, будет превалировать. Чему будет способствовать развитие интернета вещей, создающего новые бизнес-модели торговли. Соответственно, будет расти число автоматических, то есть пассивных покупок, и это изменит подходы в маркетинге.
Скажем, японский производитель вендинговых аппаратов Acure в прошлом году запустил сервис подписки, который позволяет за месячную плату брать каждый день напиток в своих автоматах. В свою очередь HP запустил подписной сервис поставки картриджей для принтеров (сервис мониторит остаток чернил в принтере и присылает новый картридж, пока еще старый не закончился).
Сервисы проката меняют логику покупки товаров длительного пользования
Сервисы аренды позволяют получить в краткосрочное пользование нужные предметы или вещи значительно дешевле. Если раньше это касалось только таких дорогостоящих вещей, как например, автомобили, то теперь явно наблюдается тенденция передачи во временное использование и более «мелких» предметов длительного пользования, в частности, мебели.
Эта тенденция также присуща развивающимся рынкам, но более популярная среди digital-ориентированного населения. Здесь пятерка лидеров выглядит иначе: Филиппины, ОАЭ, Индия, Нигерия, Китай.
Например, южнокорейская компания Gmarket начинала как сайт по перепродаже вещей, а теперь существенную долю своего дохода получает от сдачи в прокат подержанной кухонной техники и т.п. За пять лет с 2014 года такого рода продажи выросли на 450%. Испанский стартап 24BoxRent предлагает компаниям сдавать в аренду предметы через сеть своих боксов (как ячейки почтоматов), доступ к которым организован через мобильное приложение.
Впрочем, сражение между обладанием предметами и возможностью временного пользования ими только начинается. Во-первых, модель проката предполагает значительно больший уровень доверия между сторонами. Во-вторых, давая возможности для потребителей тестировать новые продукты без их покупки, новая модель бизнеса требует новых креативных решений как для наполнения складов с вещами для аренды, так и для их возврата.
Перепродажа подержанных вещей распространяется по всему миру
Наиболее часто покупают подержанные вещи в Швеции, Великобритании, Нигерии, Австралии и США. В то же время собираются в ближайший год существенно увеличить подобные покупки в Индии, Турции, Китае, Франции и Швеции.
В США в 2014 году появилась компания Rebag, торгующая подержанными люксовыми вещами. Кроме сайта у нее уже работают семь магазинов в Америке. Уже во время первой покупки новой вещи компания предлагает возможности перепродажи товаров через сервисы Rebag Infinity и Clair от Rebag.
В 2018 году IKEA в Австралии предложила выкуп подержанных вещей у своих покупателей за подарочные сертификаты. В 2019 году компания распространила этот опыт на другие страны.
Шведская ReTuna в 2015 году открыла первый в мире шопинг молл подержанных товаров. ReTuna имеет собственный склад, где сотрудники принимают взносы, сортируют товары, а в некоторых случаях ремонтируют или перерабатывают товары.