All Retail
Опубликовано

Борис Марков: как будет меняться "АТБ-Маркет"

Теги:
АТБ-Маркет
Фото:
Корпорация АТБ

Генеральный директор и председатель совета директоров корпорации АТБ Борис Марков рассказал, как и с какими целями крупнейший ритейлер меняет свои магазины.

На эти темы Марков говорил в очередном выпуске видеопроекта «Интервью с топом», который был посвящен форматам магазинов в продуктовом ритейле и внедрению новых сервисов в торговой сети АТБ-Маркет:

«С моей точки зрения вопрос формата с одной стороны очень условный, а с другой — очень динамичный. Те классические форматы, с которых мы брали пример еще 10 лет назад (Aldi и Lidl), сильно изменились, а темпы и объемы их трансформации просто впечатляют. Сети Aldi и Lidl считались эталоном дисконтно-ориентированной торговли, и фактически сформировали формат дискаунтера. Это формат с определенной площадь (от 700 до 1000 кв. м), с ограниченным ассортиментом и жесткой дисконтно-ориентированной ценовой политикой. Несмотря на то, что эти компании были ярким примером косности и неизменности, в последние 2-3 года мы можем наблюдать у них стремительные, тотальные изменения по всем направлениям.

Исторически торговая сеть АТБ объединяла магазины с торговой площадью от 200 до 1100 кв. м. Очевидно, что подобные разноплановые магазины не могли существовать в одном формате, даже несмотря на единство бренда, общее ценовое позиционирование и унифицированное ценообразование. Поэтому последние 3-5 лет мы ведем дискуссию в отношении двух ключевых вопросов: «Кто мы?» и «Куда мы идем?»

У нас есть магазины для еженедельных и ежедневных покупок, есть магазины для города и для офисных центров. Все они абсолютно разные по своему потребительскому продукту. Поэтому мы пришли к выводу, что для покупателя важно выделить некие подформаты. С одной стороны, чтобы разделить их и дать нашему клиенту четкую, понятную и простую идентификацию. А с другой — дифференцировать составную часть продукта в виде сервиса, ассортимента и определенного оборудования, которые будут отличать каждый отдельный магазин.

В конце 2016 года мы решились на первый эксперимент — переформатирование, или скорее рестайлинг, большого магазина в Днепре площадью около 700 кв. м. В результате рестайлинга в так называемый «черный» АТБ, магазин не изменил торговую площадь, но кардинально преобразился с точки зрения восприятия, современности, технологий и используемого оборудования. Теперь таких магазинов в нашей сети уже около трети. Практически все новые торговые объекты открываются в этом подформате.

Следующий эксперимент мы провели в средине 2018 года. Он был связан с попыткой идентификации и дифференциации относительно небольших магазинов. Первый такой объект с рабочим названием АТБ Express открылся в Запорожье. Он был реализован в серо-зеленой цветовой гамме, отличался рядом сервисов, визуальным восприятием, но не имел какого-то существенного отличия в ассортименте и абсолютно не отличался с точки зрения ценообразования.

Наш крайний пилот — так называемые арочные магазины — реализуется на протяжении последнего полугода. Первая торговая точка этого подформата открылась в конце прошлого года, а еще один такой магазин начал работать в Днепре. Потребители оценивают этот формат как очень инновационный и комфортный. В принципе, для нас этого достаточно, чтобы он имел право на жизнь. Но нам все еще предстоит определиться: как, где и в каком виде мы будем его использовать.

Стоимость реформата «синих» магазинов в «черные» сильно зависит от конструктива помещения. Существенно отличается стоимость в отдельно стоящих объектах, пристроенных, или находящихся в торговых центрах. Реконструкция одного квадратного метра объекта, встроенного в торговый центр или в нежилых помещениях, обходится примерно 12 000-13 000 грн. А стоимость реконструкции отдельно стоящих магазинов находится в диапазоне 16 000-17 000 грн. Это без замены оборудования — только ремонт, реновация и инженерные решения.

Что касается роста эффективности обновленных магазинов, то на этот вопрос нет однозначного ответа. Все сильно зависит от параметров реконструкции, изменении его площади, локации и конкурентной среды. В нашем случае диапазон роста магазинов после рестайлинга находился в пределах от 10% до 100%. Наибольшие цифры роста достигаются редко и, как правило, связаны с фактической перестройкой и существенным расширением магазина, когда из маленькой точки делается полноценный маркет с большой парковкой и дополнительными сервисами".

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или