Обзор рынка розничной торговли Польши-2008
Формат “гипермаркет” развит в Польше в значительно большей мере, чем на Украине. Об этом свидетельствует количество присутствующих на польском рынке розничной торговли западных операторов, работающих именно в формате гипермаркета.
В то же время, много из этих же иностранных сетей проводят дальнейшую экспансию более мелких форматов: супермаркетов, магазинов у дома и экспресс-магазинов. Развитие малых магазинов планирует сеть Tesco, которая в 2008 году задекларировала о желании открыть около 50 маркетов “Tesco Express” на общую сумму 480 млн злотых. Той же дорогой пошла и сеть Carrefour, объявив о планах открыть еще 20 магазинов “Carrefour 5 minut”.
Эксперты прогнозируют, что общий товарооборот в магазинах малых форматов Польши к 2010 г. достигнет 5,6 млрд злотых.
С одной стороны, от такой динамики развития выиграет польский потребитель, которые получит более низкие цены на продукты питания.
Но в то же время следует помнить, что массовая экспансия западных ритейлеров станет причиной для закрытия многих магазинов с польским капиталом, многие из которых приобрели здесь форму семейного бизнеса. Прогнозируется, что в 2009 году от банкротства пострадают от 5 до 10 тысяч мелких предпринимателей.
В больших польских городах наблюдается уже высокий уровень насыщенности супер- и гипермаркетами, поэтому большие сети сфокусируются на экспансии в малых населенных пунктах. Стратегию развития исключительно больших форматов поддерживает только сеть Auchan Polska.
Auchan Polska планирует каждый год открывать в стране по 2 гипермаркета с ассортиментом до 70 000 наименований товаров.
Тем временем, уже несколько лет продолжается процесс консолидации на польском рынке розничной торговли. В последнее время на нем произошло несколько крупных сделок слияния и поглощения:
- сеть гипермаркетов Real Polska поглотила сеть Geant;
- сеть Carrefour поглотила магазины сети Hypernova;
- Tesco слилась с группой Dohle;
- произошло объединение сети Plus с сетью дискаунтеров Biedronka.
Сравнительно новым явлением для польского потребителя стали магазины премиум-сегмента, торгующие деликатесами.
Величина продаж таких товаров в Польше в 2008 году возросла примерно на 25%. Причем 95% от общего количества продаваемых продуктов премиум-класса составляет алкоголь.
Динамично эволюционируют также сети магазинов, развивающие данный формат: сеть Piotr i Pawel насчитывает более 90 точек, сеть Bomi – 26 точек, сеть Alma – 14 точек, сеть Mini Europa – 8, а сети Stokrotka Premium, Delikatesy Centrum и Marcpol – по 3 точки.
Кроме традиционных форм торговли, в Польше все большей популярностью пользуется торговля в интернете. По посчетам агентства Millward-Brown общая сумма приобретенных продуктов в 2008 году составляет около 5 млрд злотых.
Источник: DETAL DZISIAJ NETWORK
Перевод: GT Partners Ukraine