All Retail
Опубликовано

Органические продукты: коммерция или здоровье?

"Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты", - гласит старая китайская пословица. Если отойти от ее глубины, философского смысла, то останется прочная связь между той пищей, которую вы потребляете и тем, как вы выглядите и чувствуете себя. 

Сегодня, когда воздух, вода и земля загрязнены продуктами жизнедеятельности человека, а экологическая ситуация, несмотря на все усилия человечества, продолжает ухудшаться, люди все больше начинают думать о своем здоровье. И органические продукты стали одним из наиболее простых способов решения проблемы. 

Собственно, до прихода эпохи научно-технического прогресса только такие продукты и существовали: все было лишь органичным. Однако, с появлением современных методов ведения сельского хозяйства, они почти исчезли, и теперь для их производства требуется прилагать гораздо больше усилий. 

Органические нормы 

Основные нормы органического производства в Европе были введены в 1980 году Международной Федерацией Органических Движений Сельского хозяйства (IFOAM). Термин "Organic food", которое часто переводят как "экологически чистые" или "органические" продукты, применяется к продуктам питания, выращенных в соответствии с нормативами "общеевропейского соглашения с органического производства сельскохозяйственной продукции" от 24 июня 1991 года. 

Чтобы конечный продукт получил статус органического, он должен пройти весь путь от фермы до полок магазинов с соблюдением ряда основных параметров: это органические методы земледелия и животноводства, органическое сырье, органические ингредиенты и технологический процесс. 

Земли, отведенные под органические культуры, должны как минимум в течение трех лет обрабатываться без применения химических удобрений. Семена для органического хозяйства должно быть адаптировано к местным условиям, устойчивый к вредителям и сорняков и, главное, не быть генетически модифицированным. Плодородие почв должно поддерживаться с помощью разнообразного севооборота и биологически разчепляемых удобрений лишь микробиологического, растительного или животного происхождения. Для борьбы с вредителями можно применять физические барьеры, шум, ультразвук, свет, ловушки или специальный температурный режим. 

Многие виды агрокультурных приемов выполняют вручную, чтобы не нанести вреда растениям и почве. При производстве органических продуктов запрещено использование гербицидов, пестицидов, фунгицидов, инсектицидов, азотосодержащих и других химических удобрений. Запрещается применять антибиотики и гормоны роста для скота, птицы и рыбы. Если животных лечат антибиотиками, фермеры должны заносить всю информацию об этом в учетные карточки. Радиация и генная инженерия в производстве органических продуктов также запрещена. 

Если продукт обозначен как "оrganic", его производитель обязан использовать 100% органических ингредиентов. Кроме сырья, в состав продукта входят различные ингредиенты: начинки, наполнители, красители, консерванты. Органическими считают ингредиенты, полученные только из натурального сырья, без применения синтетических элементов. Например, во время консервации добавляется виноградный или яблочный уксус. 

Органические ингредиенты имеют некоторые недостатки: например, натуральные красители неустойчивые к воздействию температуры, имеют меньшие покрасочные свойства, дорогие увиробництви, но заменять их на более дешевые и более эффективные с точки зрения предоставления товарному виду, но не органические вещества категорически запрещается. 

Органическое сырье должно обрабатываться так, чтобы максимально сохранить питательные вещества. Не допускаются такие процессы как химическое рафинирование, дезодорации, гидрогенизации, минерализация и витаминизация продукции или радиационное облучение. 

Искусственные и синтетические подсластители, консерванты, ароматизаторы и генетически модифицированные ингредиенты также запрещены. 

Кроме того, жесткие требования и к упаковке, поскольку если она будет токсичной, то это может свести на нет все усилия по созданию органического продукта. Поэтому производители должны применять экологически чистые упаковки, которые не влияют на качественные свойства продукции. 

Этикетка и содержание 

На рынке пищевых продуктов есть огромный выбор так называемого "здорового питания", но, как определить, что на самом деле чистое и полезное, а что - коммерческий прием? 

Самый простой и быстрый способ - это найти на этикетке продукции один из значков европейских сертификационных органов. Во многих европейских странах, на государственном уровне, введены стандарты органических товаров и создана система контроля исполнения и соблюдения этих стандартов. 

В Великобритании есть несколько организаций, которые имеют такие полномочия, но основными считаются Исследовательская ассоциация Генри Даблдей и Ассоциация почв, которые проверяют продукты на соответствие требованиям, занимающихся информированием общественности о преимуществах органических продуктов, помогают фермерам перейти на органическое производство и исследуют области органического сельского хозяйства. 

В России существует множество добровольных организаций с собственными системами сертификации, однако критерии оценки продукции в каждой из них свои. 

В результате потребителям предлагают множество российских продуктов питания с обозначениями "Экологически безопасный продукт", "Проверено экологической экспертизой", однако называть такие продукты органическими нельзя. Да и спрос на органическую продукцию в России пока невелик. 

Однако, ситуация на мировых рынках продовольствия свидетельствует о росте заинтересованности потребителей к полезному и полноценному питанию. Во многих странах мира давно сложились важные рынки органических пищевых продуктов, а также создана и успешно работает система сертификации, маркетинга и реализации таких товаров. 

Под органическое сельское хозяйство в мире отводится все больше земель: в Европе это более 5 млн. га, в Северной Америке - 1,5 млн., в Австралии - целых 10,6 млн. га. В Европе доля земель, переведенных на органическое земледелие, значительно возросла за последние годы. Этому способствовала общая политика ЕС с 1993 года по поддержке фермеров в первые годы после перехода от обычного к органического производства. 

Открытые вопросы 

Как и с любой диетой, вопрос о том, насколько велика польза от органических продуктов, остается открытым. Некоторые специалисты считают, что последние несколько поколений на генном уровне привыкли к нитратам, которые содержались в продуктах, и они стали уже жизненно необходимы, как витамины и минералы. Однако сторонники екопродукции уверены, что органическая еда лучше обычной. Потребители готовы платить за органические продукты питания на 10%, а то и на все 50% больше, и спрос на них в мире растет. 

Автор: Леонид Лунеев 

Источник: ВВС

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или