
Российский капитал в украинском продовольственном ритейле: а будет ли новый этап?...
Одной из характерных особенностей украинского рынка продовольственной розничной торговли продолжает оставаться его слабая консолидация. В стране насчитывается более 150 мелких и больших торговых сетей. При этом в первой двадцатке украинских ритейл-операторов (по показателю товарооборота) – 17 отечественных операторов и лишь 3 иностранных компании – Metro Cash & Carry, Billa и «О"Кей».
Факт выхода российских ритейлеров на украинский рынок объясняется соседским расположением обоих стран, а также схожестью бюрократических процедур и спецификой бизнес-процессов в России и Украине. Такие факторы сыграли злую шутку с первопроходцами: досконально не изучив характер ведения розничной торговли в Украине, первые российские компании, совершившие экспансию на наш рынок, столкнулись с большими проблемами. Они не учли сильных позиций ведущих отечественных операторов, которые на момент выхода на рынок российских коллег уже нарастили «мышечную массу» и могли диктовать свои условия производителям и поставщикам.
Аналитики компании GT Partners Ukraine весь период активности российских ритейлеров в Украине разделили на несколько этапов:
I этап – 2004-2005 гг. («Зарождение»)
II этап – 2006-2008 гг. («Условная адаптация»)
III этап – с 2009 г. («Риски и возможности»)
Зарождение
Пионерами российской экспансии на украинский рынок розничной торговли можно считать сети «
Перекресток» и «Патерсон». Сеть "
Перекресток» (компания X5 Retail Group) открыла первый магазин в Киеве в середине 2004 года. За 5 лет своего существования в нашей стране, компания открыла еще 5 магазинов в пределах Киевской области (Киев – 4 торговые точки, по одной – в Броварах и Вышгороде), но так и не смогла занять существенную долю на рынке (доля сети «
Перекресток» в суммарном розничном товарообороте Украины составила 0,07% по итогам 2008 года). Подписанное в прошлом году соглашение с девелоперской компанией «XXI Век» (о намерении открывать магазины «
Перекресток» в торговых центрах «Квадрат») на тот момент являлось довольно перспективным ввиду динамично развивающегося украинского рынка розничной торговли. Сегодня же реализация этих планов повисла в воздухе, учитывая те существенные финансовые нагрузки, которые испытывает сейчас компания Льва Парцхаладзе.
Сеть «Патерсон» развивалась в Украине в 2005-2006 годах. В результате, компания смогла открыть лишь три торговые точки в столице. Позже, после пересмотра целесообразности развития бизнеса в Украине, собственниками «Патерсона» было принято решение продать все активы в нашей стране. Покупатель нашелся – в лице компании «ЕКО-маркет» (на данный момент, уже все три бывшие «Патерсоны» прошли ребрендинг и работают под вывеской «ЕКО-маркет»).
Первые российские операторы розничной торговли в Украине
(по данным GT Partners Ukraine)
Еще одным знаменательным явлением первого этапа эволюции российского капитала в украинском ритейле можно назвать развитие франчайзингового проекта сети «Пятерочка» в Харьковской области. Местная компания «Пятый элемент» планировала использовать бренд российского дискаунтера для популяризации своих магазинов (более 20 торговых точек) в Харькове и области. Но проект прожил недолго: через некоторое время владельцы «Пятого элемента» разорвали франчайзинговый договор и продали свои активы луцкой компании «ПАККО Холдинг». Теперь большинство из этих магазинов работают под вывеской «Вопак».
Условная адаптация
В 2006-2007 годах украинская экономика в целом, и рынок розничной торговли в частности, демонстрировали высокие темпы развития. Это способствовало росту интереса к отечественному ритейлу со стороны новых иностранных компаний. Так, в данный период, о желании начать розничный бизнес в Украине заявили новые российские операторы, в частности «Вестер», «Мосмарт» и «О’Кей».
Калининградский ритейлер «Вестер» в Украине начал за здравие: в декабре 2007 года в Симферополе и Тернополе были открыты первые два гипермаркета сети. Через год еще один «Вестер» был открыт в Хмельницке. Но результат оказался плачевным: не проработав и два года, все три магазины были закрыты. Причины такого положения вещей следует искать и в ошибках при разработке концепций этих объектов (ведь все «Вестеры» в Украине являлись якорными арендаторами крупных торговых центров), и в недемократичной ценовой политике, и в отсутствии лояльности у населения (особенно у населения Западной Украины). Кроме того, довольно странным было то, что сеть начала свое развитие в Украине из периферийных регионов.
Одновременно с закрытиями этих магазинов «Вестера» канули в лету и планы по открытию других магазинов в Харькове, Мариуполе, Дрогобыче, Сумах и других городах Украины. Компания «Вестер» на данном этапе прекратила свою деятельности в нашей стране.
Еще более «впечатляющий» след в украинской рознице отставила компания «Мосмарт». Создав совместное предприятие с украинским инвестфондом EastOne, московский ритейлер объявил о желании засеять нашу страну сетью гипермаркетов и супермаркетов. Для реализации этих планов был открыт офис «Мосмарта» в Киеве и набран штат опытных специалистов. Ничего так и не открыв, компания ушла с украинского рынка в прошлом году.
Дольше «Вестера» и «Мосмарта» на украинском рынке розничной торговли задержалась сеть гипермаркетов «О"Кей». Впрочем, российской эту компанию сейчас назвать уже нельзя. Дело в том, что предприятие «О"Кей Украина», основанное в нашей стране в 2005 году, вследствие раздела активов вышло из состава своей материнской компании «Доринда». По состоянию на сегодняшний день «О"Кей Украина» - это компания со 100%-ым эстонским капиталом и принадлежит предприятию «Эксперт-Капитал».
За 2 года своего существования в Украине компания «О"Кей» открыла 4 гипермаркета. Впрочем, завоевать свою нишу в сознании отечественного потребителя она пока так и не смогла. Поэтому неудивительно, что сейчас акционеры компании ведут активный поиск стратегического инвестора и размышляют о целесообразности дальнейшего развития в Украине.
Второй этап экспансии российских сетей на украинский рынок
(по данным GT Partners Ukraine)
-
(сеть прекратила существование в Украине)
Третий этап эволюции российского капитала на украинском розничном рынке ознаменовался заявлением главы X5 Retail Group о намерении компании в ближайшее время поглотить одного из крупнейших ритейлеров Украины. Кого имел ввиду ТОП-менеджер из Москвы? И имел ли он вообще кого-то ввиду, или это еще один PR-ход X5 Retail Group, которыми так славиться в последнее время эта компания?
И вообще – найдется ли еще у россиян желание начинать новый, уже третий этап?...
Игорь Гугля,
генеральный директор GT Partners Ukraine
www.gtpartners.com.ua