
Российский кризис – западный расцвет
Иностранные розничные сети одна за другой приходят в Россию.
Несмотря на кризис. Им нравятся русские покупатели, не готовые снижать
свои расходы. Несмотря на кризис.
В последнее время очень много депрессивных разговоров про кризис, про
падение продаж в рознице, про замороженные проекты в недвижимости.
Аналитики предсказывают развитие кризиса, то в форме L, то в форме W.
Кризисное пришествие. Но тогда возникает логичный вопрос: почему
западные сети аккурат с самого начала кризиса один за другим десантом
высаживаются в России? H&M, Gap, Carrefour и другие. На подходе –
великий и ужасный Walmart, пришествия которого вот уже несколько лет с
тихой дрожью ждут российские ритейлеры, и Uniqlo. Странно, согласитесь?
С одной стороны, рецессия, падение продаж, девальвация, с другой –
бурное развитие… Ну, ведь не могут быть все эти умные заграничные
менеджеры, которые берут курс на Россию, дураками. И в стадный инстинкт
что-то плохо верится. Но на самом деле ответ прост: цифры и еще раз
цифры. А они как раз говорят, что, несмотря на все наши проблемы,
девальвацию, стагнацию, бюрократию, неясное будущее, у России есть и
будет потенциал. Россия резиновая – места хватит всем.
Культурные особенности. Мне сразу на ум приходит одно очень наглядное
сравнение двух магазинов H&M в Хельсинки и Москве. В одном в
субботу днем всего несколько лениво гуляющих покупателей, в другом –
очереди даже утром в будни. Я думаю, несложно догадаться, где
расположен второй магазин. Явно не в Финляндии, где прагматичные финны
тратят на одежду порядка 1/5 зарплаты и заранее продумывают свой лист
покупок. Все конкретно и без лишних эмоций. Никакого транжирства и
смешанного чувства вины и радости после покупки очередного платья
стоимостью в ползарплаты. Другое дело – россиянки. Недавно мои
маркетологи показали любопытный опрос, проведенный одной английской
исследовательской компанией. Итак, с утверждением «Меня кризис волнует,
но я не могу прекратить тратить деньги» согласилось 30% россиян, и
всего 18% американцев и 12% англичан. А за последние шесть месяцев свои
расходы сократили 78% американцев, 71% французов и 42% россиян.
Конечно, в этих цифрах имеют место быть статистические погрешности, но
они служат лишь еще одним доказательством, что наш кризис – это их
расцвет. Причем потребительский кризис в Европе и США начался задолго
до финансового кризиса. Если российский рынок одежды в последние 3-4
года стабильно прирастал на 30-40%, то европейский едва дотягивал до
5%. В этом смысле самыми бесперспективными странами считаются
Великобритания, Финляндия и Исландия. Там уже просто некуда расти.
Рынок зрелый, и слабых игроков, которых можно поглотить нет. Все полки
заняты.
А что у нас? Просто Клондайк. Куча мелких (по западным меркам) игроков
и одиночек, большинство из которых уже повесили на себя тяжелое
кредитное бремя и сейчас вынуждены брать кредиты под 18-25%, а
некоторые и под все 40%. Многие компании, как в одежном, так и в
продуктовом секторе, уже объявили о банкротстве. И это еще не конец. И
вот на такой девственный, нехоженый рынок выходят западные гиганты с
шикарными внутренними ресурсами, возможностью брать кредиты под 2-3% и
огромными консолидированными заказами по всему миру. Арендные ставки,
на которые до кризиса было страшно смотреть, просели. Если к этому еще
добавить российский менталитет и страсть к шопингу, то наш рынок сулит
массу перспектив. Причем в данном случае некорректно под «нашим рынком»
понимать Москву, Петербург и миллионники. Я сама не понаслышке знаю,
что разница между Москвой и, например, Березниками колоссальная. Но это
вовсе не значит, что в регионах нет спроса. Как может не быть спроса на
шорты за 3 доллара, которые предлагает Walmart? И у этой компании в
России не будет конкурентов. Чтобы стать конкурентом Walmart, надо
умудриться в Китае отшить один миллион экземпляров одной модели и при
этом всего в двух цветах, а потом еще завезти в Россию и растаможить!
Такой подвиг никто, кроме лидера мирового рынка, совершить не может.
«Поле чудес» какое-то. Жаль только, опять все дивиденды достанутся акулам капитализма. Но расстраиваться не стоит. Российский потребитель явно останется в выигрыше, да и нефть у нас еще есть…
Ксения Рясова, председатель совета директоров сети Finn Flare
Источник: "Финанс"