All Retail
Опубликовано

Мнение: Что ждет украинский ритейл в ближайшее время?

Журналисты All Retail задались вопросом "Что ждет украинский ритейл в ближайшее время?" и обратились с ним к экспертам данного рынка.

Российский аналитик Дмитрий Потапенко на вопрос относительно ближайшей перспективы российского ритейла сказал: "Сегодня стратегия ритейлеров - это стратегия крокодила: лежать тихо и ждать, когда кто-нибудь сдохнет, чтобы его сожрать". По его мнению, сегодня российские потребители уже адаптировались к существующим условиям и научились жить в новой ситуации. Потапенко утверждает, что в ближайшие полгода сильного падения или подъема в продажах у ритейлеров не будет.

Для того, чтобы нарисовать картину ближайшего развития рынка розничной торговли в Украине, All Retail задал экспертам 2 вопроса:

1. Какие основные закономерности будут характеризовать украинский ритейл в ближайший год?

2. Стоит ли ожидать уже в следующем году прихода новых иностранных операторов на украинский рынок?
В качестве респондентов выступили представители 4 авторитетных компаний. Вот что они ответили:

Глеб Вышлинский, руководитель отдела исследования рынков услуг компании GfK Ukraine:

 - Какие основные закономерности будут характеризовать украинский ритейл в ближайший год?

 - Похоже, что наиболее сложный для украинского ритейла период подходит к концу. Еще можно ожидать трудностей для сетей электроники и автодилеров, где падение продаж было наибольшим, однако, продовольственный и одежный ритейл уже прошли наиболее сложный путь. Очень важным фактором для ритейла будет финансовая стабильность в стране, что будет определять доступность кредитных ресурсов и поведение банков по отношению к заемщикам-ритейлерам. Не исключено, что еще несколько крупных ритейлеров уйдут с рынка или реорганизуются для защиты от кредиторов.

Работу цивилизованному ритейлу будет осложнять тенизация более мелких конкурентов, для которых уход от налогов станет основной, хоть и рискованной, стратегией выживания. Хотя массовый уход покупателей на рынки малореален, вероятен рост доли индивидуальных магазинов и малых сетей, которые будут занимать площади, высвобожденные игорным бизнесом и банками.

 - Стоит ли ожидать уже в следующем году прихода новых иностранных операторов на украинский рынок?

 - В силу высокой консервативности международных операторов, не стоит ожидать их выхода на рынок до прояснения политической ситуации в первой половине 2010 года. При этом собственно активизация может наступить в конце 2010 года.

Андрей Пивоварский, директор инвестиционно-банковского департамента инвестиционной компании Dragon Capital (Украина):

 - Какие основные закономерности будут характеризовать украинский ритейл в ближайший год?

 - В ближайшее время украинский ритейл будут характеризовать следующие тенденции:

а) Консолидация. Все больше компаний будут продаваться (или отдаваться за долги) или сливаться с коллегами по цеху, для оптимизации затрат и усиления доли на рынке.

б) Падение спроса. В связи с падением реальных доходов, украинцы не просто будут переходить из более дорогих продуктов в более дешевые, а и экономить на еде. Таким образом, украинским ритейлерам необходимо будет приспосабливаться к падающему спросу и, соответственно, к усиливающейся конкуренции за покупателя.

в) Усиление конкуренции в организованном ритейле. В годы расцвета (2005-2008), конкуренции за покупателя между организованными ритейлерами практически не наблюдалось. Боролись в основном с базарами. Теперь борьба будет как между ритейлерами, так и с базарами. Выживет сильнейший.

г) «Форматизация» организованного ритейла. Организованные ритейлеры будут приобретать более четкие форматы, т.е. дискаунтеры отдельно, гипермаркеты отдельно, супермаркеты отдельно. Гибридные форматы будут по немного отмирать.

д) Борьба с излишним/неликвидным ассортиментом.

е) Борьба с затратами. Это будет достигаться оптимизацией персонала, логистики, внедрением private label, прочее.

 - Стоит ли ожидать уже в следующем году прихода новых иностранных операторов на украинский рынок?

 - Может быть, однако не все и не сразу. Если нормализуется ситуация в политике и с курсом гривны, мы может увидим одного-двух новых «иностранцев». Однако, массового захода не увидим. Иностранцы сами пострадали от финансового кризиса и не у всех есть ликвидность зайти на украинский рынок. Более того, украинский рынок не такой уж и привлекательный для иностранцев по многим причинам – экономика; политика; незрелость сетей; низкая маржа во многих сегментах ритейла, по сравнению с зарубежными рынками; завышенные ожидания по цене, прочее.

Инна Бисовецкая, старший консультант департамента стратегического консалтинга CB Richard Ellis:

 - Какие основные закономерности будут характеризовать украинский ритейл в ближайший год?

 - Развитие рынка торговой недвижимости непосредственно зависит от экономической ситуации в стране, поэтому в ближайшее время  следует ожидать значительного  замедления темпов роста.

В связи с дефицитом финансирования на рынке происходит снижение девелоперской активности  - нового строительства за последнее время инициировано не было, работы продолжаются  лишь на некоторых  объектах с высокой степенью готовности. Таким образом, в перспективе следующего года-двух объемы нового предложения на рынке будут весьма ограничены.

Существенные изменения происходят в структуре потребительского спроса, в частности  снижение уровня благосостояния населении привело к снижению покупательской активности. Более того, происходит трансформация потребительских предпочтений  в сторону низкого ценового сегмента, при этом процесс характерен практически для всех сегментов и товарных групп.

При отсутствии значительных ухудшений экономической базы, ситуация в сегменте имеет шанс стабилизироваться уже к концу года, однако  экспансия подавляющего большинства торговых операторов  в ближайшее время будет оставаться лишь в планах. Основное внимание ритейлеров будет сконцентрировано на столичном рынке, в то время как интерес к региональным городам, особенно с населением мене 500 тыс. существенно снизится.  Сокращение потребительского спроса более сильным было именно  на региональных рынках, в то время как в Киеве ситуация носила менее драматичный характер, к тому же на киевском рынке признаки улучшения рыночной конъюнктуры проявятся одним в первую очередь.

Не исключено, что мы станем свидетелями прекращения деятельности или ухода с рынка некоторых ритейлеров, у которых финансовое положение на данный момент крайне тяжелое. Сделки по слиянию и поглощению, большое количество которых ожидались в текущем году, вероятно, более активно будут происходить во втором полугодии 2009.

 - Стоит ли ожидать уже в следующем году прихода новых иностранных операторов на украинский рынок?

 - Благоприятным фактором для появления на украинском  рынке  новых  иностранных операторов является  некоторое снижение барьеров для входа. На данный момент  позиции потенциальных конкурентов значительно ослаблены, и  существует возможность приобрести уже присутствующую на рынке сеть по приемлемой цене,  таким образом, сразу занять определенную долю рынка и в дальнейшем лишь наращивать  ее.

Но с другой стороны есть и ряд препятствующих факторов, в частности - нестабильность потребительского спроса.  После столь существенного падения индекса потребительских настроений и рекордного снижения объемов розничного товарооборота, многие ритейлеры предпочтут подождать с выходом на локальный рынок до тех пор, пока ситуация не стабилизируется. Кроме того, из-за трансформации потребительского спроса в более низкие ценовые сегменты, в ближайшее время увеличение количества торговых операторов верхнего ценового позиционирования на украинском рынке маловероятно.

Александр Тимофеев, Управляющий партнер консалтинговой компании GT Partners Ukraine:

 - Какие основные закономерности будут характеризовать украинский ритейл в ближайший год?

 - В нынешних экономических условиях операторы и поставщики будут придерживаться стратегии сокращения издержек для оптимизации бизнес-процесов, что будет сопровождаться умеренным, но качественным укреплением их позиций на рынке. Положительную динамику роста в количественном выражении сохранят немногие ибо не всем это уже по карману. В частности, из продовольственных операторов о готовности развивать дальнейшую экспансию заявили иностранные компании (Metro, Auchan, Billa) и небольшая горстка "наших" - например Fozzy Group, "ЕКО-маркет" и "Украинский ритейл".

 - Стоит ли ожидать уже в следующем году прихода новых иностранных операторов на украинский рынок?

 - Естественно, попытки входа новых иностранных ритейлеров в Украину будут предприниматься, но гарантировать их эффективность и успешность нельзя. Ясно одно: если не в этом, то в последующие года западные ритейлеры могут начать интенсивно стучаться в дверь нашего рынка. У многих из них отработана годами схема входа на новые рынки, а используя свой доступ к дешевым заемным средствам, западноевропейские ритейлеры могут себе позволить продавать большое количество ассортиментных позиций с нулевой наценкой, завоевывая тем самым покупателей и "убивая" местных конкурентов, даже ценой собственной убыточности в первые годы присутствия на нашем рынке.

Сергей Обухов, руководитель отдела по работе с клиентами компании MEMRB-UMG Retail Tracking Services Ukraine считает, что если сравнивать с нашими западными соседями, то украинский рынок еще недостаточно "насыщен" торговыми точками современного формата. Естественно, что в долгосрочной перспективе ритейлеры будут наращивать количество точек, - говорит Сергей. "Говоря об иностранных сетях, стоит отметить тот факт, что перед выходом на рынок они оценивают потенциальные выгоды и возможные риски. Среди факторов, привлекающих внимание к Украине, можно отметить относительно
низкую стоимость активов украинских ритейлеров. Сейчас сеть можно фактически купить за долги. С другой стороны политические риски, которые так или иначе накладывают отмечаток на ведение бизнеса в стране, отталкивают потенциальных инвесторов. В этой связи актуальными для иностранного ритейла будут вопросы стратегии выхода на украинский рынок. На данный момент, я не думаю, что Украина стоит в верхних строчках списка стран, на рынки которых нужно выйти", - утверждает Сергей Обухов.

Источник: All Retail

×

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или