
Сколько украинец потратит на Пасху
Заработать на закупках к Пасхе стремятся все — и производители, и розница. Что же положат в пасхальную корзинку украинцы, и в какую сумму этот праздник обойдется?
Украинцы начинают скупаться к Пасхе за семь-десять дней. В центре внимания потребителей оказываются яйца, мясо/копчености, овощи/фрукты и, конечно, куличи. Сейчас подготовиться к Светлому воскресенью будет как минимум на 20% дороже, чем год назад, пишут "Комментарии".
«Пасхальные праздники — повод для сети снизить цены на особо популярные позиции сезонного ассортимента, сделав ставку на увеличение объемов продаж», — отмечает начальник отдела корпоративных коммуникаций «МЕТРО Кеш энд Керри Украина» Татьяна Бабенко. Однако на практике в некоторых сетях и на рынках в этот период цены растут и сохраняются на высоком уровне в течение последующих двух недель после праздника (вплоть до поминальных дней). Такая тенденция объясняется увеличением спроса на определенную продукцию при ее ограниченном предложении (это относится, например, к мясу или яйцам). Заместитель коммерческого директора сети супермаркетов «ЕКО-маркет» Сергей Кива называет и другую причину — иногда поставщики сознательно завышают цены, поскольку понимают, что розничные сети не смогут отказаться от ходовых позиций в предпраздничные дни.
При этом директор по маркетингу «ЕКО-маркет» Юлия Пузырева утверждает, что закупка продуктов по завышенным ценам — сценарий крайне невыгодный и неинтересный для розничных операторов, которые стараются сделать все возможное для удержания своих покупателей. «Перед Пасхой цены на продукты в магазинах изменяться не будут, ведь мы заранее договариваемся с поставщиками о необходимых объемах поставок и ценах. К тому же большинство продуктов, входящих в пасхальную корзину, относятся к категории продуктов первой необходимости и продаются с минимальной наценкой, установленной государством», — обещает гендиректор сети «Наш Край» Виктор Мольченко.
Яйца стали "золотыми"
Накануне праздника самый востребованный продукт — куриные яйца. В сетях «MЕТРО» и «Наш Край» говорят о трехкратном росте, в «ЕКО-маркете» утверждают, что реализация яиц повышается еще больше — в четыре-пять раз.
Потребление яиц в течение того месяца, на который приходится Пасха, оценивается в пределах 15% от годового оборота — это порядка 2 млрд. штук. Следовательно, при усредненной цене (1 грн.) выручка производителей от продажи куриных яиц должна составить около 2 млрд. грн. По наблюдениям руководителя отдела маркетинга «Овостар Груп» (ТМ «Ясенсвит») Натальи Власнюк, цена на яйца в этом году увеличивалась не скачкообразно, а плавно, начиная с января. «Раньше в середине января-февраля яйца дешевели, чтобы затем перед Пасхой подорожать вновь. Однако этой зимой ценового провала не произошло», — констатирует она.
Сегодня средняя цена на яйцо с птицефабрики (крупный опт) составляет 8–8,05 грн. за десяток (без учета стоимости короба). Но, как уверяет Наталья Власнюк, даже нынешняя отпускная цена на уровне 0,8 грн. за яйцо едва-едва покрывает себестоимость этого продукта.
В рознице цены стартуют от 9,6–9,7 грн./десяток — на 75% больше, чем год назад. Хотя на некоторых столичных рынках уже сейчас найти яйца дешевле 11 грн./десяток нереально. При этом председатель совета директоров ассоциации «Союз птицеводов Украины» Александр Бакуменко прогнозирует, что после Пасхи — к середине мая — цены на яйца упадут примерно на треть от их текущего уровня.
Большинство торговых сетей активизируют оптовые закупки яиц за пару недель до Пасхи. «Сетевики почему-то думают, что если они наберут под реализацию как можно больше яиц, то все покупатели придут именно к ним. Но в действительности затоваривание этим скоропортящимся продуктом в результате приводит к тому, что после праздников супермаркеты увеличивают возвраты непроданных партий яиц производителям. Поэтому сейчас нам приходится слегка усмирять «аппетиты» некоторых торговых сетей», — признается Наталья Власнюк.
Куличей напекут с запасом
Еще одна топовая позиция — хлебобулочные изделия, готовые пасхальные куличи и кексы. По мнению коммерческого директора ПАО «Концерн Хлибпром» Виталия Яструбецкого, украинские покупатели традиционно закупают пасхи с запасом. Потребление готовых куличей ежегодно увеличивается даже в тех регионах, где традиции домашней выпечки до сих пор сильны.
Крупнейшие хлебопекарные предприятия специально анонсируют объемы своей пасхальной выпечки. В частности, в этом году заводы, входящие в «Киевхлеб», планируют выпечь 315 т куличей, «Концерн Хлибпром» — 220 т, «Холдинг «Т і С» — 180 т, холдинг «Хлебные инвестиции» — 100 т. Преимущество изготовления куличей для хлебопеков в отличие от производства некоторых видов массовых хлебобулочных изделий заключается в том, что цены на эту продукцию не ограничиваются государством. «В этом сегменте сегодня очень большая конкуренция между производителями. Сложнее всего придется столичным хлебозаводам, поскольку в Киев привезут продукцию и многие региональные предприятия», — считает гендиректор объединения «Укрхлебпром» Александр Васильченко.
Суммарно промышленные хлебозаводы, пекарни торговых сетей и мини-пекарни частных предпринимателей произведут от 1,2 до 1,5 тыс. т разнообразных куличей. Если учесть, что пасхальный кекс весом 0,5 кг обойдется потребителю в среднем в 15 грн., то в денежном выражении объемы праздничных продаж составят примерно 35–45 млн. грн. «Однако резкий рост производства обычно планомерно спадает во время праздников и после них», — признает Виталий Яструбецкий.
По оценкам специалистов «Концерна Хлибпром», пасхи и куличи в 2010 году подорожали в среднем на 13% по сравнению с апрелем 2009 года. Причина — в ощутимом росте цен таких составляющих праздничных куличей, как сахар, масло и яйца.
Мясо дорожает к пикникам
По наблюдениям Сергея Кивы, в этом году гораздо больше людей придерживались поста, чем в 2008–2009 годах. Неудивительно, что после его окончания они готовятся разговеться. В эти дни мясные павильоны киевских рынков под завязку заполнены покупателями. Мясной ажиотаж, подогреваемый желающими выехать на пикник, уже привел к тому, что розничные цены на мясо поднялись за неделю на 10–20%: за говяжью вырезку торговцы просят 60–65 грн./кг, за свинину (задняя часть) — 55–60 грн./кг, за сало — 25–30 грн./кг.
При этом, по словам эксперта по рынку мяса и мясопродуктов Украинского клуба аграрного бизнеса Елизаветы Святкивской, цены на мясо в живом весе, которое закупается у сельхозпроизводителей, относительно стабильны: свинина второй категории — 15–15,5 грн./кг, говядина — в среднем по Украине порядка 13 грн./кг. Постепенно растет в цене и мясо птицы — охлажденная куриная тушка подорожала с 13,2 грн./кг (в январе 2010 года) до 15 грн./кг (в конце марта). Курятина продолжит ценовой рост и после праздников — до 17 грн./кг (охлажденная тушка).
«Ценовой пик на говядину и свинину придется на Пасху — в это время цены на мясо достигнут прошлогоднего уровня, но вряд ли превысят его», — прогнозирует Елизавета Святкивская. После праздника цены на мясо скорее всего слегка снизятся. «С потеплением спрос на мясо увеличится в среднем на 20%. А запоздалая весна еще больше активизирует пикниково-дачный сезон отечественных потребителей», — отмечает Елизавета Святкивская. По сути, объективных причин для снижения цен на мясо нет, сейчас оно дешевле, чем в кризисном 2009-м.
Тепличные овощи подстегнули цены
В целом увеличение продаж овощей и фруктов в нынешний предпасхальный период оценивается в пределах 15–20%. «Особым спросом будут пользоваться огурцы, помидоры, белокочанная и цветная капуста, редис и болгарский перец», — уточняет менеджер внешнеэкономической деятельности Украинской фруктовой компании Олег Александров. По его оценкам, зарубежные поставщики цены на овощи/фрукты за последний месяц резко не повышали. У оптовиков белокочанная капуста стоит до 9,5 грн./кг (ранее — 12 грн.), цветная — 13, болгарский перец — 28, египетские апельсины — 9, израильские — 11,7, испанские мандарины — 12,7, израильские — 13,6 грн./кг.
Существенно увеличивается потребление огурцов и томатов, которые до самой Пасхи украинцы традиционно почти не покупают. «Сейчас томаты и огурцы на 30–40% дороже, чем в прошлом году, преимущественно из-за того, что Пасха в 2009-м наступила позже», — рассказывает руководитель «АПК-Информ: овощи и фрукты» Андрей Ярмак.
Существует и другая причина более резкого роста цен — предпраздничный период совпал с массовым выходом на рынок тепличной продукции (огурцов и томатов) украинского производства. По информации «АПК-Информ: овощи и фрукты», тепличный огурец стоит 16–20 грн./кг (опт), тепличный томат украинского производства — около 19–22 грн./кг (опт), в то время как импортную продукцию можно купить за 12–14 грн./кг (опт). И хотя наличие импортных овощей в определенной степени сдерживает цены внутри страны, потребители отдают предпочтение отечественной продукции. «Несмотря на значительно более высокую цену, наши тепличные овощи продаются лучше», — уточняет Андрей Ярмак. Кстати, после Пасхи цены на отечественные помидоры-огурцы могут упасть в среднем на 20–30%.
Автор: Светлана Попель
Источник: allretail.com.ua