All Retail
Опубликовано

Павел Шибаев: "Государственная политика может и должна работать на снижение ценового давления по население"

Ситуация с ценообразованием на потребительском рынке Украины продолжает будоражить рядовых потребителей, игроков рынка и СМИ. Торгово-промышленный союз Украины и ProRetail решили опросить руководителей торговых сетей на предмет их отношения к проблеме подорожания продуктов питания.  Приводим интервью с Павлом Шибаевым, коммерческим директором ООО "Бимаркет" (сеть магазинов "Бимаркет").

- Как вы объясните резкий рост цен на основные продукты питания? Какие факторы оказывают основное влияние на ценообразование продуктов питания?

- Существует целый комплекс причин повышения цен на продукты питания:
- общемировые тенденции роста цен на продукты;
- инфляционный процессы в Украине;
- диспропорции в спросе и предложении ряда продуктов, возможно, подогреваемые спекулятивным фактором (яркий пример – ситуация с крупой гречки);
- закрытые и непрозрачные торговые отношения в ряде отраслей (яркий пример – сахарная отрасль, где фактически невозможно заключить договора с сахарными заводами напрямую).

Честно говоря, сложно себе представить, чем может помочь диалог с государственной структурой в минимизации последствий резкого роста цен. Рост цен, фактически, является последствием целого ряда причин, на которые и должны влиять государственные органы: от Верховной Рады и Президента до городских органов самоуправления.

- Видите ли Вы в результатах такого диалога элемент социальной ответственности торговых сетей?

- Элемент социальной ответственности сетей никто не отменял. Однако необходимо учитывать, что розничный рынок подразумевает прямой контакт с конечным потребителем. Данный факт обуславливает, что при должном уровне конкуренции (а на розничном рынке она достаточно высока и постоянно растёт с открытием каждой новой торговой точки) потребитель сам выставляет оценку (своими расходами) уровню социальной ответственности ритейлера. Для торговых сетей – элементы социальной ответственности чёткие и прозрачные действия: конкурентные цены, социальные программы и программы лояльности, качественные и безопасные продукты и условия совершения покупки.

Перечисленные факторы и отличают розничную торговлю от многих других отраслей, где социальная ответственность выражается только лишь в лозунгах.

- Может ли эффективная государственная политика на потребительском рынке уменьшить ценовое давление на население? Что для этого необходимо?

- Безусловно, эффективная государственная политика может и должна работать на снижение ценового давления по население. Жаль, что в Украине акцент делается на регулирование ценообразования, очень не эффективное и фактически гибельное для участников рынка и для самого рынка (честно говоря, этот метод мало имеет общего с самой сутью рыночной экономики).

Причина неэффективности данного метода достаточно проста: регулируются последствия проблемы, а не причины.

- Какие меры должно проводить государство для эффективного влияния на ценовую ситуацию?

- обеспечение условий для создания должного предложения по социально значимым товарам с помощью определённых льгот на кредитные условия, создания рынка форвардных закупок и т.д.
- чёткое и своевременное осуществление интервенций государственного резерва (требуется упростить процедуру для получения продукции из данного источника)
- чёткое и своевременное использование инструмента замещающего импорта данных товаров

Почему данные инструменты не применяются или значительно запаздывают в реакции на ценовые колебания – остаётся только догадываться.

- Каким обоснованием Вы можете снять миф о том, что только сети «задирают» цены на продукты питания?

- Данный миф, активно поддерживаемый в СМИ, побороть очень сложно. А в условиях отсутствия лобби ритейла фактически невозможно. В Украине действует несколько организаций розничной торговли, но влияния на процесс освещения данной проблемы практически не видно. Самым главным обоснованием несостоятельности данного мифа может служить факт большой и постоянно увеличивающейся конкуренции на рынке розничной торговли и крайне низкая степень монополизации данного сектора экономики.

- Если бы Вам завтра предложили возглавить всю промышленную отрасль Украины, кому Вы бы сделали Ваш первый рабочий звонок?

- На вопросы «если бы…» можно ответить, что основными действиями, направленными на улучшение ситуации на потребительском рынке, должны быть:
- создание профессионально команды, действия которой будут направлены на анализ ситуации в отраслях и создание условий для обеспечения рынка стратегически и социально важными продуктами. Переход от тушения пожаров на рынке продовольствия популистскими и губительными для отрасли действий к профилактике проблем и построению согласованной политики со всеми участниками рынка.

Источник: www.allretail.com.ua

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или