All Retail
Опубликовано

Бизнес на разлагающемся полиэтилене

Обычный поли­этилен разлагается в земле минимум 100 лет. Полиэтилен со специальной биодобавкой  – максимум два. С недавних пор экологичные полиэтиленовые пакеты можно приобрести в сетях «Караван», Novus, Good Wine. Крупнейший производитель инновационного для Украины продукта  – харьковская фирма «Комсерв Украина». Она занимает около половины рынка, на котором работают еще шесть компаний. Основатель «Комсерва» Владимир Шаповал доказал, что даже в небогатой стране найдутся клиенты, готовые доплачивать за бережное отношение к природе.

Выпускник Харьковского высшего военного авиационного училища летчиков, Шаповал начинал бизнес в 1995 году с импорта полиэтиленовых пакетов из Восточной Европы и Азии. Торговал ими оптом и в розницу на рынке «Барабашово». «Делать бизнес тогда было несложно,  – признается 40‑летний предприниматель.  – Спрос превышал предложение».

Увеличение пошлин на импортный полиэтилен в конце 1990‑х заставило Шаповала отказаться от ввоза пакетов. Вместе с партнерами он в рассрочку купил подержанные станки и наладил собственное производство. «Я делал, как китайцы: покупаешь один станок, разбираешь его, замеряешь каждую деталь и, пока работает первый станок, собираешь второй такой же»,  – рассказывает он. Станок, собранный своими руками, обходится, по оценке Шаповала, на 50% дешевле, чем готовый.

Экономия на оборудовании дала «Комсерву» ценовое преимущество перед конкурентами и позволила выйти в торговые сети. «Не помню, чтобы у кого‑то из киевских производителей цены были ниже, чем у харьковчан»,  – говорит Александр Резник, руководитель отдела эксплуатации компании «Адвентис», управляющей торговой сетью «Караван». «В некоторых тендерах на поставку продукции мы участвуем даже в минус себе: лишь бы не потерять места на рынке»,  – отмечает Шаповал.

По оценке самого предпринимателя, его продукция на 10–15% дешевле, чем у конкурентов. В 2008 году компания выпускала 700 т пакетов в месяц. По данным Госкомстата Украины, это составляло 10% от общего объема производства полиэтилена в стране.

С началом кризиса торговые сети в разы сократили заказы на приобретение упаковки. Доходы производителей упали, а расходы возросли: стоимость полиэтилена как продукта нефтехимии привязана к доллару, курс которого в 2008-м подскочил на 60%. Несколько крупных производителей упаковки ушли с рынка. Иностранные поставщики перестали обеспечивать сырьем украинские фирмы, которые не рассчитались по старым долгам. У экономного Шаповала долгов не было. «Его компания была одной из немногих на полимерном рынке, вошедших в кризис без долгов,  – утверждает бывший директор обанкротившегося «Флексодрука» Оксана Карапетян.  – Пока конкуренты боролись с кризисом, «Комсерв Украина» забирал их клиентов себе».

Но и Шаповалу пришлось несладко. Чтобы продать товар, в последние месяцы 2009 года он был вынужден снизить рентабельность «Комсерва» до нуля. Конкуренция обострилась: несколько импортеров поли­этилена наладили собственное производство. Рентабельность в отрасли, по оценке отраслевой ассоциации СППО, сократилась с 30 до 15%. «Нужно было конкурировать не только ценой, но и новыми товарами и идеями»,  – поясняет предприниматель.

Свежую идею Шаповал подсмотрел на выставке в китайском Вэньчжоу. Там он наткнулся на специальную добавку для полимеров, которая в десятки раз уменьшает срок разложения пакета, не ухудшая его потребительских качеств.

Владелец «Комсерва» не был первопроходцем. В марте 2010‑го днепропетровская компания «Биосфера» начала выпуск экологичных пакетов для мусора под торговой маркой «Фрекен Бок». Шаповал не стал конкурировать с корпорацией, которая в несколько раз крупнее его компании, а предложил торговым сетям другой товар из экополи­этилена  – пакеты, которые продаются возле касс.

«Комсерв» начал выпускать биопакеты в 2011 году. В 2012‑м выручка от продаж этого продукта удвоилась и достигла 6 млн гривен, или 10% от общей выручки компании.

«Они были первыми на рынке, кто предложил такую биоупаковку, и у них хорошее соотношение «цена  – качество»,  – говорит Екатерина Мочалкина, PR‑менеджер компании «Бюро вин», управляющей сетью магазинов Good Wine.  – Нашей фирме, торгующей не только вином, но и натуральными продуктами, это идеально подошло».

В ЕС действует программа по сокращению производства неразлагающейся упаковки. Экологичный товар Шаповала нашел покупателей среди европейских инвесторов: в 2012 году сеть магазинов Novus, один из основателей которой  – гражданин Литвы Раймондас Туменас, закупила у «Комсерва» около миллиона пакетов. «Наша компания старается придерживаться европейских стандартов во всех вопросах»,  – объясняет генеральный директор Novus Игорь Ланда.

Подавляющее большинство украинских ритейлеров до этого еще не дозрели. К примеру, одному из своих основных клиентов  – крупнейшей в Украине продовольственной сети «АТБ‑маркет» Шаповал продает обычные пакеты. Более дорогой экологичный полиэтилен дискаунтеру не понадобился.

Практически весь экологически безопасный полиэтилен в Украине выпускается с использованием биодобавки британской компании Symphony Environmental. Кроме «Биосферы» и «Комсерва» в стране насчитывается еще 40 сертифицированных производителей экологичной упаковки, отмечает Глеб Капинус, директор компании «Лигойл», официального представителя Symphony Environmental. В 2012 году объем производства в этой нише возрос в два раза  – до 1200 т. На «Комсерв» приходится 41% украинской продукции.

В общем объеме выпускаемой в Украине полиэтиленовой упаковки безопасная составляет всего 0,3%. Что дает Шаповалу лидерство в такой узкой нише?

Как минимум  – отваживает конкурентов, изготовляющих только традиционную упаковку. «Самых крупных клиентов, которым нужен такой товар, уже забрал себе «Комсерв»,  – отмечает начальник отдела сбыта днепропетровской компании «Джерело» Роман Гончар.

Как максимум  – открывает перед «Комсервом» неплохие перспективы. Европейская ассоциация European Bioplastics прогнозирует, что в 2016 году производство экологически безопасного пластика в мире возрастет по сравнению с 2011‑м почти в пять раз. Два депутата из Партии регионов в ноябре 2012 года зарегистрировали в Раде законопроект, который предполагал ввести сбор с производителей обычной упаковки. Правда, вскоре проект был отозван, но участники рынка понимают, что переходить на экологичную упаковку рано или поздно придется.

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или