
63% возводимых площадей торговых помещений в Польше строятся в малых и средних городах
Активность операторов торговых объектов в течение последних шести месяцев была сосредоточена на средних и малых городах Польши. Именно здесь формируется 63% коммерческих площадей, которые в настоящее время находятся в стадии строительства. Согласно последнему докладу Knight Frank, польским рынком коммерческой недвижимости постоянно интересуются многие арендаторы – одни компании дебютируют на этом рынке, другие планируют дальнейшее расширение.
- Разработчики обращают свой взор на небольшие рынки в связи с увеличением барьеров для строительства коммерческих зданий в крупных мегаполисах. С одной стороны, это рыночные ограничения - значительная конкуренция и высокий уровень насыщения торговых площадей, и как результат - ограниченное пространство для габаритных объектов. Оказывают влияние также важные аспекты местных планов землепользования или их отсутствие, а также продолжительные административные процедуры. Инвестиции, реализованные в небольших городах, имеют более короткий временной диапазон, который также сказывается в аспектах финансирования проекта, - говорит Агнешка Mелчарж, руководитель отдела Retail Asset Management в компании Knight Frank в Польше.
Малые и средние города (до 400 тыс. жителей) в течение последних шести месяцев занимают доминирующее расположение с точки зрения открытия новых объектов. В настоящее время этот сегмент составляет почти 45% общего объема торговых площадей в Польше. О динамичном развитии этого тренда говорит тот факт, что более 63% возводимых торговых площадей на данный момент в Польше расположено в городах с населением до 400 тыс. жителей. Все новые проекты, завершенные во втором квартале 2014 года, были сданы в эксплуатацию в городах с населением до 100 тыс. жителей. В течение этого периода рынок расширился на два торговых центра и четыре ритейл-парка с общей площадью около 85 тыс. кв.м.
На конец второго квартала 2014 года современные торговые площади в Польше достигли площади 11,3 млн. квадратных метров. из них 6,3 млн. кв.м. приходится на 8 крупнейших городов, 3,1 млн. кв.м. - на города средней величины (100-400 тыс. жителей), а остальные 1,9 млн. кв.м. расположены в небольших городах (менее 100 тыс. жителей). Это означает, что среднее насыщение торговыми площадями в Польше составляет 293 кв.м. / 1 тыс. жителей, а для восьми основных агломераций уровень неизменно равен 553 кв.м. / 1 тыс. жителей.
- Польша является привлекательным рынком для арендаторов, - добавляет Агнешка Mелчарж. - За последние полгода на польском рынке дебютировали, в частности, Inside, Gattinoni Roma, Medicine, Celio и Giacomo Conti. Некоторые из этих компаний сразу же решили открыть свои представительства в нескольких местах. В то же время, многие бренды, уже присутствующие на рынке Польши, проводят политику расширения. Среди них - Michael Kors, New Balance, C&A, Go Sport, Jula и Hebe.