
Поможет ли маркировка российских товаров?
Киевский городской совет 9 октября обязал ритейлеров обозначать товары российского производства или размещать их отдельно. Цель такого нововведения очевидна: экономическое давление на компании, представляющие страну-агрессора. Среди ритейлеров отношение к инициативе неоднозначное - крупные продуктовые сети не против, продавцы техники и одежды от такой идеи не в восторге.
ЛІГАБізнесІнформ выяснила, какие товары подлежат обязательной маркировке и сколько ритейлерам понадобится времени на реализацию решения Киевсовета.
Один из авторов инициативы, депутат Киевсовета от ВО Свобода Руслан Андрийко, рассказал, что решение вступит в силу в течение одной-двух недель, а его выполнение торговыми сетями не повлечет за собой никаких существенных материальных затрат. "Ответственными за реализацию решения являются Управление торговли и быта Департамента промышленности и развития предпринимательства и Торговая комиссия КГГА", - уточнил Андрийко.
Согласно решению, обязательной маркировке подлежат все без исключения группы товаров, произведенные в России. "Мы проводили предварительные консультации с общественностью, представителями торговых сетей, к нашей инициативе отнеслись положительно, с пониманием, - утверждает Андрийко. - Например, сеть супермаркетов BILLA начала отмечать российские товары задолго до этого решения, торговые сети на Западе Украины, в Черкассах, также давно проводят подобную маркировку. При небольших усилиях бизнеса это можно организовать всего за день". Обозначение должно быть заметным - либо российский триколор, либо крупная надпись с указанием страны-производителя.
Представители продуктовых сетей действительно не против маркировки, но срок в один день называют нереалистичным. В сети продуктовых супермаркетов Varus уже успели заказать специальные знаки для маркировки, и при этом готовы провести ее за неделю. "Раньше мы никак не маркировали товары российского производства и принимали решения, ориентируясь исключительно на рынок. Например, если видели, что упал спрос на некоторые группы российских товаров, в частности на кондитерские изделия, или появились проблемы с поставками - выводили эти товары из ассортимента", - рассказывает директор по маркетингу сети Екатерина Огуряева.
Неофициальный бойкот российских товаров, компаний и брендов начался в марте этого года после аннексии Крыма. По данным GfK Ukraine, активнее всего в бойкот включились покупатели до 30 лет, в этой возрастной группе доля покупателей российских товаров упала на 13%, доля покупателей всего российского в возрасте 50-59 лет уменьшилась всего на 6%, а людей старше 60 лет - только на 3%. По данным Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей, с начала весны продажи российских товаров сократились на 40%.
В сети "Велика кишеня" рассказывают, что в магазинах на Западе страны маркируют российские товары уже полгода. "Там подобные решения были приняты на местном уровне около шести месяцев назад", - поясняет пресс-секретарь сети Елена Разумова. Для этой сети маркировка российских товаров - задача отнюдь не масштабная. "Доля российских товаров в нашем ассортименте и до бойкота была небольшой - всего 5%, сейчас не более 2-3%, по причине падения спроса мы закрыли договорные отношения с рядом поставщиков", - говорит Разумова. Тем не менее на выполнение решения столичных властей в полном объеме, по словам Разумовой, уйдет около месяца.
Не все так просто с электроникой, цифровой и бытовой техникой. "Свести все в общую статистику, посчитать истинную долю товаров российского происхождения и производства на рынке электроники и бытовой техники сложно, поскольку собственники могут быть из России, торговая марка зарегистрирована, скажем, в Австрии, а производство расположено в Китае. Непонятно, по какому параметру считать, - рассуждает пресс-секретарь группы Фокстрот Елена Милованова. - Пока решили маркировать ассортимент по стране-производителю". В Фокстроте уже заказали знаки для маркировки товаров российского производства и намерены провести маркировку по всем магазинам сети, не только в Киеве.
"Для нашей отрасли это решение сформулировано некорректно и нелогично. Если РФ что-то и производит, то на 95% из зарубежных компонентов и комплектующих, иными словами - только собирает", - уверен директор по стратегическому развитию сети магазинов Технополис Сергей Цибульский. По его словам, сеть Технополис, как и остальные коллеги по рынку, будет исправно выполнять решение, но вряд ли это изменит общую картину спроса. "Практически все телевизоры, стиральные машины LG и Samsung, которые завозятся в Украину официально, собираются на территории России. Вы бы отказались от телевизора, или, к примеру, ноутбука, зная, что он собран в России? Это решение гораздо логичнее для продуктовой группы товаров, где почти каждому продукту, произведенному в России, есть множество украинских и европейских альтернатив", - полагает Цибульский.
Такие же проблемы и у фешн-индустрии, где большинство российских брендов маскируется под западные. Здесь сработает только потребительская сознательность, уверен Руслан Андрийко. "В случаях когда российские производители прибегают к фальсификации происхождения своих товаров, меняют штрих-коды, выдают свою продукцию за белорусскую или европейскую, маркировка российских товаров - не панацея, нужно знать, что ты покупаешь. В случае с топливом все в разы проще: тут и маркировки не надо, всем и так известно, чьи компании Лукойл и ТНК", - объясняет депутат.
Впрочем, и без маркировки товарооборот между Украиной и Россией стремительно снижается, причем украинские товары вытесняются с российского рынка намного быстрее. "За первые семь месяцев 2014 года экспорт продовольствия и сельскохозяйственной продукции из Украины в РФ сократился на 34%, до $712 млн. За это же время импорт российских продуктов питания и сельхозпродукции в Украину тоже сократился на 12%, до $323 млн", - приводит данные аналитик сельхоз- и FMCG-сектора Инвестиционной компании Dragon Capital Тамара Левченко. Она напоминает, что экспорт продовольствия составил почти 11% в общей товарной структуре всего экспорта из Украины в Россию в денежном выражении за семь месяцев 2014 года. По прогнозам Кабмина, поставки сельхозтоваров и продуктов питания в 2014-м просядут на $621 млн.