All Retail
Опубликовано

Сотрудничество интернет-магазинов и перевозчиков: новый тренд

В последнее время все больше украинских компаний-перевозчиков делают ставку на сотрудничество с интернет-магазинами. Что, в общем-то, неудивительно, учитывая растущую популярность интернет-торговли. Люди во всем мире сегодня предпочитают покупать в Интернете: это отнимает меньше времени, чем походы по обычным магазинам, а, кроме того, во многих случаях позволяет прилично сэкономить. Плюс, получить заказ при желании тоже можно, не выходя из дома и в удобное для клиента время. Как следствие, спрос рождает предложение: через Интернет теперь продаются не только одежда, бытовая техника, книги, но и стройматериалы, продукты питания, корма для животных, комнатные растения, косметика… В общем, все.  Увеличивается количество интернет-магазинов. А вместе с этим – и заинтересованность в качественной доставке заказов. 

Мы выбираем, нас выбирают 

То, что рынок интернет-торговли растет как на дрожжах, не могло не привлечь к нему внимание отечественных перевозчиков грузов, ранее практически не рассматривавших подобное сотрудничество в качестве перспективного в силу незначительных объемов рынка. Но времена изменились, и теперь уже перевозчикам приходится доказывать свои преимущества и предлагать оригинальные сервисы, чтобы получить выгодный контракт. Поскольку интернет-магазины в данном случае заинтересованы не только в определенных логистических услугах, но, пожалуй, прежде всего, в их качестве. Известно, что многие уже заработавшие широкую популярность интернет-магазины не раз и не два меняли партнеров-перевозчиков, прежде чем достичь искомого результата. Ведь конкуренция на рынке интернет-торговли высока, а клиента не интересует, по какой причине его заказ не был доставлен вовремя или вообще навеки затерялся в дебрях складов поставщика. Если в довесок ко всему такому клиенту еще пришлось иметь дело с некомпетентным или невежливым персоналом перевозчика, несовершенной системой отслеживания и поиска груза и прочими «техническими неувязками», которыми еще грешат многие наши транспортные сервисы, то результат нетрудно предугадать. Пара подобных огрехов – и клиент с легкостью уходит к другому продавцу. У которого пусть ассортимент поменьше, зато поставщик квалифицированнее и расторопнее.  На фоне обилия однотипных предложений это более чем реально. Именно поэтому интернет-магазины, уже заработавшие себе имя, крайне щепетильно относятся к выбору перевозчика. И чаще всего останавливают его на известных компаниях с хорошей репутацией. И, разумеется, большой филиальной сетью. Это, как принято говорить сегодня, is a must. 

Ты – мне, я - тебе 

Что в данном случае каждая из сторон может предложить стороне-партнеру? И почему и интернет-магазины, и перевозчики так заинтересованы друг в друге. В конце концов, не логичнее ли было бы интернет-магазинам с большими оборотами продаж формировать собственные логистические  сети. Не полагаясь на аутсорсинг, который далеко не всегда себя оправдывает. С точки зрения специалистов, развивать собственную логистику было бы более правильно. Хотя бы потому, что она бы изначально ориентировалась на определенные группы товаров, исходя из чего выстраивалась бы и складская, и транспортная логистика. Упрощалась бы система отслеживания грузов. К тому же, персонал, который имел дело с конкретным товаром, был бы более компетентен, чтобы проконсультировать клиента или оперативно решить какую-то проблему. 

Но любая «медаль», как известно, имеет и другую сторону. В нашем случае это  параллельное ведение непрофильного бизнеса, высокие затраты на аренду складских площадей, обслуживание складов и автопарка, автоматизацию складских процессов, подбор и обучение персонала, зарплаты сотрудникам и прочие нюансы. Т.е. плюсов собственной логистики в случае с интернет-магазинами оказывается гораздо меньше, чем минусов. Кроме того, в интернет-торговле, в зависимости от специфики, существует и такое понятие, как сезонность продаж. В «низкий» сезон их уровень может значительно упасть, и система логистики оказывается незадействованной в полном объеме. Тогда как расходы на ее поддержание остаются прежними. Именно поэтому большинство интернет-магазинов предпочитают собственной логистике сотрудничество с компаниями-аутсорсерами. Исключение составляют розничные и оптовые торговые сети, для которых интернет-торговля является частью рабочего процесса, а наличие собственной логистики – неотъемлемым атрибутом механизма бизнеса в целом.

Стоит отметить, что, выбирая канал доставки, компании удаленной торговли могут работать как с фиксированным поставщиком, предоставляя ему эксклюзивные права на доставку своих товаров, так и оставлять право выбора за покупателем. В таких случаях при оформлении заказа клиент может выбрать из списка вариантов доставки  (помимо категории а-ля склад-склад, склад-дверь и пр.) еще и конкретного поставщика по своему усмотрению. Чаще всего в таком списке, как и в списке наиболее активно сотрудничающих с интернет-магазинами компаний-перевозчиков, можно встретить знакомые имена «Новой почты», «Гюнсел», «Деливери», «ИнТайм» и нашего «аксакала» – «Укрпочты». Что касается главных преимуществ, которые привлекают внимание перевозчиков к рынку интернет-торговли – то это, прежде всего, его динамичность. Сотрудничество с интернет-магазинами обеспечивает компании-аутсорсеру постоянную «загрузку», и, как следствие, стабильный доход. Многие перевозчики, работающие в системе транспортировки сборных грузов, сотрудничают сразу со многими интернет-магазинами разной специфики, что позволяет им увеличить объемы перевозок, и, соответственно, прибыли. 

Качество, качество и еще раз качество 

Ну а что перевозчики, чем они могут привлечь представителей интернет-торговли? Виталий Валянский, коммерческий директор компании «ИнТайм» комментирует это так: «Главное преимущество сотрудничества с аутсорсерами в данном случае – сокращение затрат, которые при наличии собственной логистики, были бы гораздо более высокими. Что касается сервисов, которые готовы предоставлять компаниям интернет-торговли все ведущие операторы рынка маршрутных грузоперевозок, это и конкурентные тарифы, различные схемы доставки – склад-склад, склад-дверь, дверь-склад, дверь-дверь, услуга пост-сервиса, бесплатное складское хранение груза и его автоматический возврат в случае невостребованности, бесплатное сопровождение менеджером, смс-уведомление о состоянии заказа  и др. Ну, и важным моментом является то, что  интернет-магазины заинтересованы в ответственной работе аутсорсера. Этому требованию необходимо соответствовать в полной мере». 

В то же время, даже при сходности услуг, клиент всегда может выбрать то, что подходит ему в большей степени. К примеру, срок бесплатного складского хранения грузов у разных компаний может колебаться от трех или пяти (как у «Новой почты») до 10 дней («ИнТайм»). В зависимости от местонахождения интернет-магазина и заказчика, доставка груза занимает в среднем от 24 до 48 часов. Перевозчики также предлагают интернет-магазинам и другие сервисы, помимо логистических. Например, рекламные, размещая на своем сайте развернутую информацию обо всех интернет-магазинах, с которыми сотрудничают – с соответствующими контактами и ссылками. 

Все или ничего? 

В Украине множество компаний – логистических, транспортных, курьерских, почтовых, больших и маленьких, которые заявляют, что могут обеспечить доставку точно и в срок. Плюс обеспечить ответственное хранение, сортировку, отборку, формирование заказа, своевременную доставку товара «в руки», взимание оплаты за покупку, транзакции, документооборот, обслужить клиента по высшему разряду, при этом получив от него позитивный отзыв. Некоторым компаниям это неплохо удается. Например, тому же «ИнТайму», который сотрудничает с как минимум дюжиной интернет-магазинов разных профилей, и успешно справляется с поставленной задачей. Но, по-видимому, подобная универсальность далеко не всем по плечу. А, возможно, и не всегда оправдана. Как следствие – и среди перевозчиков, и среди их клиентов нередко высказывается мнение о том, что одинаково качественно перерабатывать большие объемы совершенно разных по технологическому исполнению заказов – задача достаточно сложная. В этом зачастую лежит корень проблемы  несоответствия между ожиданиями и возможностями обеих сторон. Поэтому некоторые операторы рынка высказываются за опыт «узкой специализации», когда компания интернет-торговли и перевозчик, обеспечивающий доставку заказов, работают в одном товарном сегменте. По мнению ряда специалистов, такой опыт помог бы аутсорсерам значительно повысить качество предоставляемых слуг  и гарантировал бы им долгосрочные контракты. 

Еще одна проблема, о которой сегодня говорят обе стороны – тарификация услуг транспортных компаний. По словам директора по развитию группы компаний «Почтово-Грузовой Курьер» Дмитрия Селезнева: «Трудности с заказчиком возникают в последнее время только по стоимости услуг доставки. К сожалению, реалии таковы, что тарифы будут повышаться вместе с коэффициентом инфляции в стране. Другой вопрос, что не каждый исполнитель может себе это позволить. У кого низкое качество услуги - тот будет держать низкий тариф, и работать на грани рентабельности, или в убыток».

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или