All Retail
Опубликовано

Украинские ритейлеры приспособились к работе в Крыму

Крымские продовольственные сети разорвали последние связи с материковой Украиной. Спустя 28 месяцев после аннексии полуострова самые крупные игроки смогли наладить поставки товара из России и справиться с дефицитом продукции. На рынке прошли первые сделки. Те игроки, которые не ушли, оформили свой бизнес в соответствии с требованиями российского законодательства и занялись ребрендингом, пишет ABCnews

После аннексии полуострова большинство крупных поставщиков отказались самостоятельно поставлять продукцию на полуостров. Они ссылались на сложную и длительную процедуру  оформления документов, в результате чего грузовики могли простаивать на границе по пять-семь дней.  Последние такие очереди біли в феврале этого года. «Мы не возим продукцию самостоятельно, а предпочитаем приобретать ее на месте – у поставщиков», – заметил директор крупной украинской сети, пожелавший остаться неназванным.

Российские товары сейчас занимают свыше половины полок магазиновПостепенно в ассортименте украинских магазинов выросла доля российской продукции — она поставляется на полуостров через переправу. Российский товар преобладает на полках магазинов, исключение составляет лишь молочная продукция. По словам директора исследовательской компании GT Partners Ukraine Игоря Гугли, сейчас в Крыму работают практически все ранее присутствовавшие на полуострове крупные продовольственные сети. «В прошлом году из Крыма ушла «Фора», которая насчитывала около 10 магазинов. Но остался «Сільпо», – замечает он.

В конце прошлого года, рассказывает Игорь Гугля,  на полуострове работало 64 магазина «АТБ-маркет», 10 – «Сільпо», 16 – «Фуршет», 7 – Novus, два – Metro, один – «Ашан». Большая часть ритейлеров переоформила свой бизнес в соответствии с требованиями российского законодательства, создав отдельные подразделения.  

Некоторые пошли еще дальше. «Сейчас на месте магазинов сети «АТБ-маркет» открываются магазины «Продукты у дома» (ПУД). Но речь идет о банальном ребрендинге крупнейшей крымской сети», – говорит директор крупной продовольственной сети, пожелавший остаться неназванным. Об этом же пишут местные СМИ. В «АТБ-маркет» эту информацию не комментируют. 

Вопреки прогнозам, российские ритейлеры не стали активно развиваться на полуострове после его аннексии. Единственным исключением стала ростовская сеть «Ассорти-продукт», которая в прошлом году открыла шесть «магазинов у дома» на месте торговых точек «Свитязь». Крымский ритейлер владел сетью из десятка магазинов площадью от 200 до 1 тыс. кв. м.

Управляющая компания «Ассорти-продукта» – группа компаний «Миллениум» российского бизнесмена Ивана Саввиди уже объявила о намерении открыть до 60 магазинов различного формата до конца текущего года. Но таких случаев – единицы. Крымская продовольственная сеть универсамов «Яблоко», которая насчитывает около десяти объектов, приобретает право аренды магазина сети «Фреш» (принадлежит компании «Евротэк» Михаила Весельского). Два директора крупных продовольственных сетей сообщили, что речь идет о поглощении всех трех крымских торговых точек «Фреш». Однако оба ритейлера эту информацию отказались комментировать. 

Логистика не очень стабильная, поясняет отсутствие активной экспансии в Крым со стороны российских сетей директор российской компании «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров.«Конкуренция со стороны международных сетей, таких как Metro и «Ашан», высокая, а украинские сети в целом остались на рынке», – замечает он. Эксперт добавляет, что полуостров – не самый приоритетный рынок для развития. Это может означать, что лидеры российского рынка, такие как «Магнит» и X5 Retail Group («Перекресток», «Пятерочка») могут опасаться падения стоимости акций своих компаний после открытия торговых точек на оккупированных территориях.

Для украинских же сетей Крым – это возможность неплохо заработать. «Если средняя наценка в украинских магазинах составляет около 20%, то на полуострове – 27%», – добавляет управляющий партнер консалтинговой компании Retainet Александр Ланецкий.  Это может стать хорошим подспорьем для украинских ритейлеров, которые переживают не лучшие времена.«Сейчас получить прибыль удается лишь немногим: большинство потребителей переориентируется на недорогие товары, наценка на которые минимальна», — заключает совладелец сетей «Таврия В» и «Космос» Борис Музалев. Именно поэтому украинские сети постараются сохранить свои подразделения на полуострове. 

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или