All Retail
Максим Кварацхелия
Опубликовано

Кто в ответе за кур-гриль и как защититься от недобросовестного магазина?

В последние годы мы регулярно узнаем из новостей об очередном отравлении населения некачественными продуктами питания. Чего только стоит недавняя история в г. Борислав Львовской области, когда 7 человек были госпитализированы с острой кишечной инфекцией после употребления кур-гриль, купленных в одном из супермаркетов. 

Главное, безусловно, не допустить этого. Но если уж инцидент произошел, то возникают два давних, как мир, вопроса: «кто виноват?» и «что делать?». Чтобы ответить на них мы обратились к юристу. Эксклюзивный комментарий журналу All Retail дал Максим Кварацхелия, ассоциированный партнер юридической компании Tsykhonya Lawyers, руководитель практики «Налоговое право». 

- Кто виноват? 

- Если Вы отравились продуктами вследствие их ненадлежащего качества, то ответственность за вред несет производитель. Например, если отправились курами-гриль, приготовленными в супермаркете, то производителем будет супермаркет. А стало ли это следствием некачественного сырья или другой причины - доказывать должен не покупатель, а сам супермаркет. Не должен покупатель выяснять, к кому предъявлять требование: к производителю курицы, специй или супермаркету. Кто изготовил готовую продукцию - тот и несет ответственность за вред. 

Если же покупатель отравился приготовленной им самим курицей (не курами-гриль), купленной в супермаркете, то за вред уже отвечает производитель курицы, а не супермаркет. Производитель, а не продавец, несет ответственность за вред.  

Но если речь идет об импортной готовой продукции, то несет ответственность импортер, а если он неизвестен - то продавец. Важно понимать: наличие или отсутствие вины производителя не освобождает его от ответственности. Однако если производитель докажет, что причиной отправления стали действия покупателя после покупки (например, хранение купленных продуктов при высокой температуре), то тогда производитель может быть освобожден от ответственности. 

- Что делать? Как потребитель может защитить свои права в случае отравления некачественной продукцией? 

- Прежде всего, необходимо позаботиться о доказательствах своей правоты. Такими доказательствами являются: кассовый чек или другой расчетный документ о покупке некачественной продукции, чеки (или иные документы) об оплате медпрепаратов, услуг медучреждения, документ от врача о назначенном лечении, справка о стационарном лечении, медицинский документ о причинах отправления. 

Если же осталась некачественная продукция, то ее можно передать на исследование. Детальную информацию об этом можно получить от Государственной службы Украины по безопасности пищевых продуктов и защите потребителей (http://www.consumer.gov.ua) и Государственной санитарно-эпидемиологической службы Украины (http://www.dsesu.gov.ua/ua/). 

Далее нужно безотлагательно письменно обратиться к производителю (при покупке в магазине курицы магазин по требованию покупателя обязан предоставить информацию о ее производителе) со своими требованиями с приложениями копий подтверждающих документов. При этом важно письменно зафиксировать факт вручения производителю требований покупателя. 

 - И что же можно требовать? 

- Закон позволяет требовать в такой ситуации следующее:  

  1. Возврата оплаченных денег или замены товара на товар надлежащего качества (Это требование можно предъявлять только к продавцу, а не производителю. Потому если продавец и производитель различны, может понадобиться обращение к обоим),
  2. Компенсации стоимости лечения (услуги медучреждения, медпрепараты),
  3. Компенсации морального вреда (если его размер удастся определить по соглашению сторон либо доказать в судебном порядке),
  4. Привлечения к административной и/или уголовной ответственности. 

Вступая в бой, крайне важно осознать, какие цели необходимо достичь минимум, а какие - максимум. Какие именно требования из вышеперечисленных для пострадавшего потребителя принципиальны, а какие можно использовать только как инструмент для удовлетворения принципиальных требований. 

Если обращение к производителю не принесло нужного результата, то следующим шагом может стать обращение: 

1. В вышеупомянутые Государственную службу Украины по безопасности пищевых продуктов и защите потребителей и Государственную санитарно-эпидемиологическую службу Украины для рассмотрения вопроса о возможности наложения штрафных санкций в доход государства (например, 1020 грн. по ст.166-22 Кодекса Украины об административных правонарушениях, 100% стоимости реализованной продукции), приостановления реализации некачественной продукции;

2. В органы Национальной полиции для рассмотрения вопроса о наличии признаков состава преступления, предусмотренного ст.325 Уголовного кодекса Украины. Санкция части второй этой статьи предусматривает лишение свободы до 8 лет.

Указанные меры могут помочь уговорить нарушителя выполнить иные требования потребителя. 

Если же и эти меры оказались недостаточно результативными, то следующим шагом может стать обращение в суд за защитой прав потребителя. Но в этой ситуации необходимо запастись терпением, поскольку это может занять как месяц (если сторонам удастся быстро договориться), так и несколько лет. 

Подытожим вышеизложенное: оказавшись в описанной ситуации, необходимо сразу определить свои цели и рассчитать свои силы, чтобы цель оправдала средства. Если есть доказательства и потребитель готов бороться, правда восторжествует. Или, как минимум, нарушителю придется несладко.

Этот материал был опубликован в журнале All Retail за июль 2016 г.

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или