All Retail
Опубликовано

Почему украинские ритейлеры замедлили темпы развития

В первом квартале этого года продовольственные ритейлеры открыли в Украине 79 магазинов, тогда как за аналогичный период прошлого года – 111. Всего в Украине на начало апреля работало около 4500 магазинов. В пятерке крупнейших украинских ритейлеров оказались: АТБ – 929 магазинов (в первом квартале – 19 новых), Fozzy Group («Сильпо», «Фора», Fozzy C&C) – 535 (4 новых), Volwest Group («Наш край», Spar) – 241 (4 новых) и "Львовхолод" («Рукавичка») – 131 (1 новый) - пишет Mind.ua

«Темпы развития снизили практически все сети», – констатирует директор компании GT Partners Ukraine Игорь Гугля.

Темпы снизились – с чем это связано? По мнению партнера компании Atlas Advisors Алексея Ращупкина, мест для открытия новых магазинов становится все меньше. «Так, В Киеве открывается меньше торговых центров, а арендные ставки за последний год выросли примерно на 10-15%», – констатирует он.

Мало строят. К примеру, в 2017 году девелоперы открыли лишь три небольших торговых центра арендуемой площадью около 15 000 кв м. Крупных объектов в столице не строили. В марте этого года появились два новых торговых центра – ТРЦ «Ашан Rive Gauche» (22 000 кв. м, фаза І), и «Ритейл Парк Петровка» (12 000 кв. м).

«Формат ритейл-парка, в котором более 75% площадей занимают крупноформатные операторы, довольно популярен в Европе, однако на украинском рынке ранее не присутствовал», – объясняет аналитик компании JLL (Украина) Дарина Кулага.

Постепенное насыщение украинского розничного рынка. Это еще одна причина, комментирует Mind совладелец сети «Таврия-В» Борис Музалев. Количество желающих инвестировать в розничный бизнес увеличивается. Например, в этом году собственники L’Kafa Group открыли первый «магазин у дома» под названием «Базар Експрес». Компания «Аритейл» создает новую сеть мини-магазинов площадью до 100 кв. м «Коло», а собственники западноукраинских сетей «Колибрис» и «Наш край» заявили о намерении объединить активы.

Новички конкурируют со старожилами за лучшие площадки в городе и в некоторых случаях готовы платить больше. Открывать рядом с ними новые торговые точки сети не хотят. Директор Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко говорит, что сейчас ритейлеры открывают новые магазины на месте старых гастрономов. Но таких предложений тоже становится все меньше.

Финансовое состояние ритейлеров пока не улучшается. «Заработные платы персонала растут в три-четыре раза быстрее, чем покупательная способность населения. Это значит, что доходность розничного бизнеса остается низкой и сетям сложно развиваться», – перечисляет тенденции Борис Музалев. Эксперт говорит, что за пять месяцев этого года продажи в натуральном выражении не изменились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В денежном эквиваленте продажи растут, что связано с повышением цен на продукты питания производителями. По данным Ассоциации поставщиков торговых сетей, в мае этого года капуста подорожала на 34%, морковь – на 6%, пшено и яблоки – на 3%, а вареные колбасы – на 1%.

Заработать на поставщиках ритейлерам не удается. Отношения не изменились. «Некоторые крупные производители диктуют свои условия сетям, поэтому им приходится работать на старых условиях», – рассказывает Дорошенко. Три руководителя компаний – поставщиков продуктов питания рассказали Мind, что средняя отсрочка по оплате – 60-90 дней, плата за вход в крупные сети составляет 200-300 тыс. грн за одно наименование продукции, а ретробонусы достигают 6-10% от суммы проданных товаров.

«Задержка с оплатой существует у всех, за исключением международных сетей, например, "Ашана" или Metro. Со всеми остальными приходится договариваться и часто ожидать оплаты дольше установленного срока», – сообщил директор крупной компании-поставщика, пожелавший остаться неназванным.

Председатель правления «Киевхлеба» Владимир Череда отмечает, что отсрочка по оплате его категории продукции составляет 20 дней. «Мы прекращаем отгрузки в том случае, если сеть допустила просрочку платежа. Поэтому они стараются платить вовремя и не остаться без хлеба», – поясняет он. 

Как будут развиваться сети? «Мы постоянно занимаемся поиском новых помещений, поэтому основной «пик открытий» придется на конец года. Планируется, что в этом году все сети будут работать над улучшением качества своих магазинов. Это позволит повысить продажи в каждой торговой точке на 10-15%», – говорит директор по развитию крупной торговой сети, пожелавший остаться неназванным.

Повышенное внимание ритейлеры уделяют и регионам. Это видно уже сейчас. По данным GT Partners Ukraine, в первом квартале на востоке страны сети открыли 31,6% от общего числа магазинов, на западе – 30,4%, в Киеве – 15,2%, на юге – 12,7%, в центре – 6,3%, а на севере страны – 3,8%. Киевский розничный рынок уже перенасыщен, потому ритейлеры все активнее пытаются найти интересные площадки в разных областях Украины.

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или