All Retail
Опубликовано

Украинское общество экономических свобод сравнило цены на продукты в супермаркетах Киева

В рамках проекта «Меньшие цены» Украинское общество экономических свобод регулярно проводит общественные кампании, нацеленные на снижение цен на товары, за которые украинцы по разным причинам переплачивают.

Цены на одни и те же товары могут существенно отличаться и внутри страны. И не только в пределах страны, но в пределах одного города или даже в одной торговой сети. Пример — цены на продукты питания в киевских супермаркетах - пишет epravda.com.ua

В каком же из супермаркетов самые низкие цены? Ответить на этот вопрос оказалось довольно сложно, ведь в процессе ценового мониторинга авторы столкнулись с невероятным количеством трудностей и этических нюансов относительно установления цен в магазинах.

Почему сложно сравнивать цены в супермаркетах

Во-первых, цены в супермаркетах одной сети могут быть разными.

Во-вторых, в магазинах разный набор товаров разных торговых марок и разной емкости фасовки.

В-третьих, цены на товары меняются быстро и непредсказуемо, даже в течение одного дня.

Чтобы проиллюстрировать насколько отличаются цены даже на одинаковые товары, предлагаем посмотреть, сколько стоит такой популярный продукт как Coca-Cola в различных сетях.

Фото: www.capital.ua

Оказывается, цена на одну и ту же бутылку Coca-Cola в одном магазине в один и тот же день может быть в полтора раза выше цены в другом маркете.

Не менее сложно было определить набор товаров для сравнения цен. Оптимальный, по мнению авторов, вариант получения качественных результатов мониторинга — изучение цен на перечень продуктов, который устанавливает правительство для расчета прожиточного минимума.

Прожиточный минимум состоит из десятков видов продуктов. Этот перечень, на самом деле, недостаточен для выживания, но для расчета цен это не имеет значения.

При отборе товаров авторы исследования учитывали самый дешевый товар из фасованных, ведь в некоторых супермаркетах отсутствует категория товаров «на вес».

Кстати, определить, какой из упакованных продуктов самый дешевый, тоже непросто, ведь продукцию часто продают в расфасовке 700, 800 и 900 граммов. Цель таких манипуляций — ввести в заблуждение относительно реальной стоимости товаров.

Это не единственный пример нечестного ценообразования, есть еще практика «акционных» цен. В ходе мониторинга цен на соль во время «соляной лихорадки» авторы обнаружили, что в супермаркетах продукт стоит одинаково, но в двух такая же цена была указана с пометкой «акционная».

Значительные ценовые разрывы относительно базового товара, который добывается в одном месте на одном государственном предприятии, сохраняются до сих пор.

Фото: www.capital.ua

Какой супермаркет оказался самым дешевым

В феврале в течение недели авторы фиксировали цены на 40 видов продуктов в двух-трех магазинах каждой из 13-ти крупнейших торговых сетей Украины. Это позволило не только сравнить стоимость 520 единиц продовольственных товаров, но и вычислить сумму расходов в каждом супермаркете на удовлетворение потребности в питании украинца в течение месяца.

Фото: www.capital.ua

Фотографировать в магазинах часто запрещено. Премию за дружелюбие общественная кампания дает супермаркетам «АТБ», Billa, «Велика кишеня» и «Фора». В «Экомаркете» авторы получали замечания, а из «Варуса» их дважды выгоняли. Зря, потому что по результатам исследования самым доступным супермаркетом оказался именно «Варус».

Стоимость месячной нормы питания, 55,5 кг пищи, колебалась от 1461 грн в «Варус» до 1833 грн в «Мегамаркет», а разница в стоимости набора продуктов «потребительской корзины» в самой дорогой и самой дешевой торговых сетях Украины достигает 25%.

Этот мониторинг не имеет целью ни рекламы, ни антирекламы торговых сетей или марок. Инициируя проведение этого мероприятия, авторы стремились подтвердить или опровергнуть утверждение торговых сетей касательно экономии, в чем они уверяют покупателей. Полученный вывод будет проверен — авторы намерены повторить мониторинг.

Неприятные выводы: что показало исследование

Главный результат исследования — понимание, что цены в супермаркетах колеблются, чтобы привлечь покупателей «дешевыми» товарами и побудить их переплатить за другие товары. Ведь нет реальных причин для того, чтобы пачка кофе одного производителя стоила в разных супермаркетах настолько по-разному — разница в некоторых случаях достигала 50-100%.

Фото: www.capital.ua

Ликвидировать такие ценовые разрывы может только свободная конкуренция. Однако ее принципы срабатывают только тогда, когда потребитель осознает, где и как товар дешевле.

То есть ключевой вопрос — законодательное регулирование прозрачности ценообразования на потребительские товары, благодаря которой покупатели могли бы делать лучший выбор.

Сети должны указывать цены не за единицу товара, а за 100 граммов продукции.

Покупатели должны осознавали, что крупа, фасованная в упаковку весом 850 граммов, стоит наравне с продукцией других производителей, имеющей стандартный вес, а может, даже дороже.

Кроме того, необходимо запретить использование отметки «акция» для товаров, которые не являются акционными, потому потребитель, покупая их, не получает выгоды.

Тем более не следует спекулировать на нерациональных опасениях во время военного положения.

Не мешало бы указывать в ценнике размер наценки, которую делают сети, или, по крайней мере, указывать вчерашнюю цену. Это позволило бы покупателям делать более осознанный выбор.

×

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или