All Retail
Опубликовано

Коронавирус парализует розничную торговлю, производство и цепочки поставок в Азии и Европе

Закрытые магазины и рестораны, а также филиалы производителей, нехватка товаров на полках, массовый онлайн-заказ продуктов, ограниченный контакт с курьерами при доставке на дом - это лишь некоторые примеры того, как мир торговли реагирует на распространяющийся по Земле коронавирус. Многие ритейлеры признают, что это повлияет на их финансовые результаты.

Конечно, самая большая неразбериха отмечается в эпицентре вируса, то есть в Китае. Walmart, хотя большинство его торговых точек остается открытыми, работает в сокращенное время. Одна из крупнейших по обороту компаний в мире открыто заявляет, что ожидает снижения продаж в I квартале этого года.

Иная ситуация в, специализирующейся на продаже одежды класса люкс, сети Burberry. 24 из 64 ее магазинов в Китае остаются закрытыми, остальные работают по сокращенному варианту. Также отмечается явное снижение количества клиентов. - Вспышка эпидемии коронавируса в материковом Китае негативно сказывается на спросе на предметы роскоши. В настоящее время мы не можем предсказать, как долго продлится эта ситуация, - сказал в интервью Business Insider генеральный директор Burbery Марко Гобетти.

McDonald`s закрыл все свои рестораны в провинции Хубэй, где расположен город Ухань (именно здесь зафиксирован первый случай заражения вирусной инфекцией). Это несколько сотен объектов. Starbucks также закрыл почти половину своих кофеен в Китае. В настоящее время некоторые из них были вновь открыты, но согласно последним сообщениям, почти 85% помещений этой сети в настоящее время выставлены на продажу. Сейчас сеть активно мониторит ситуацию, связанную с уменьшением количества клиентов.

Компания Yum China, которая управляет ресторанами KFC, Pizza Hut и Taco Bell, также столкнулась с проблемами. Как подчеркнул в интервью Businness Insider финансовый директор Ka Вей Юнг, вспышка эпидемии вызвала «значительные препятствия для его бизнеса». Некоторые рестораны закрыты, те, которые работают – отмечают снижение продаж.

В свою очередь, 29 из 42 магазинов Apple на материковом Китае были вновь открыты. Большинство, однако, не работают полный рабочий день. Компания также объявила, что ее оборот в I квартале может снизиться более чем на 60 млрд. долларов США, в том числе из-за распространения вируса. В компании добавили, что это может также ограничить доступность оборудования, что является результатом простоя на китайских фабриках.

Проблемы были также анонсированы швейной компанией Under Armor, которая сигнализирует не только о возможных падениях продаж в Китае на уровне 50-60 млн. долларов в I квартале, но и о проблемах с поставками товаров по всему миру. - Мы считаем, что возможны задержки в поставках по всему миру, включая потенциально невозможность поставок, - заявил Патрик Фриск, финансовый директор компании, которого цитирует CNBC.

Аналогичным образом говорят представители Associated Bristish Foods, владельца сети Primark, подчеркивая, что, если китайские фабрики не начнут производство с большей интенсивностью, существует риск того, что доступность некоторых товарных линий может быть ограничена в ближайшие месяцы.

Бум на онлайн-продукты

Китайские потребители, желая свести к минимуму контакты с другими людьми, все чаще совершают покупки в Интернете. Упомянутый ранее Walmart зафиксировал двукратный рост онлайн-продаж своей продукции. Сеть выполняет заказы в сотрудничестве с компанией Dada-JD Daojia.

Очень хорошие результаты отмечает Carrefour. По данным emarket.com, французский ритейлер зафиксировал увеличение онлайн-продаж овощей в канун китайского Нового года на 600% по сравнению с прошлым годом. В свою очередь JD.com сообщает, что продажи продуктов питания на рубеже января и февраля на этой платформе выросли на 215%.

Поощряют онлайн-покупки дополнительные процедуры безопасности, применяемые продавцами. McDonald`s, KFC и Starbucks представили так называемую «contactless delivery», услугу, которая заключается в максимальном ограничении контакта клиента с курьером, осуществляющим онлайн-заказы.

Европа также ощутила проблемы

Аналогично в Европе, где отмечены вспышки коронавируса, торговля имеет проблемы. Это в первую очередь касается северной Италии, где было зарегистрировано большинство случаев заражения на Старом континенте. В рамках карантина Lidl закрыл склад и два магазина к югу от Милана. Дискаунтер заявил, что это профилактическая мера. Тем не менее, магазины были временно открыты после консультаций с властями, чтобы обеспечить продуктами людей, пострадавших от коронавируса. Как и другие компании, ритейлер также прекратил командировки своих сотрудников в Италию и из Италии.

На севере Италии многие жители покупают продукты питания про запас - в Ломбардии и Пьемонте наблюдается непредвиденный и необычный пик продаж в феврале, главным образом, продуктов, купленных «на черный день», - объясняют представители Carrefour в интервью Deutsche Welle. Сайт dw.com также сообщает, что Esselunga, еще одна сеть супермаркетов на севере Италии, сообщила о росте продаж в выходные дни на 100%.

Представители сети успокаивают клиентов. - Мы не ожидаем дефицита продуктов. Самой большой проблемой является быстрое пополнение полок магазинов, - говорит Сами Кахале, генеральный директор сети Esselunga.

Как и в Китае, из-за вируса наблюдается высокий рост продаж в секторе e-grocery. Carrefour зарегистрировал трафик в 10 раз больше обычного. Онлайн-продажи упомянутой выше сети Esselungа выросли в пять раз. В некоторых случаях количество онлайн-заказов было настолько велико, что возникали проблемы с обслуживанием. Это случилось даже с американским гигантом Amazon. По сообщениям местных СМИ, ему пришлось временно приостановить свои поставки. Клиенты массово раскупали упакованные продукты, такие как выпечка, тунец и хлеб. Дезинфицирующие и защитные маски также были очень популярны.

Цепочки поставок растянуты до предела

Пока неизвестно, как будет развиваться ситуация с коронавирусом и как это повлияет на мировую торговлю. Эксперты компании Zencargo, на которых ссылается Reuters, прогнозируют, что перебои в поставках из Китая, вызванные вирусом, могут привести к потере продаж в 3,26 млрд. фунтов стерлингов для европейских ритейлеров в течение следующих шести недель. Только британские продавцы могут потерять 728 млн. фунтов, французские - 445 млн. и немецкие - 253 млн. Это связано с тем, что китайские фабрики и заводы в настоящее время сократили мощности из-за нехватки рабочих рук.

- В то время как отдельные регионы приближаются к 85% своих производственных мощностей, мы сейчас ощущаем последствия перебоев в работе транспорта, - заявил Reuters Ричард Фаттал, коммерческий директор компании Zencargo, добавив, что путаница также вызвана нехваткой рабочей силы, которая могла бы справиться с этой частью цепочки. Из-за этого контейнеры застряли в доках, а ситуация может не измениться в ближайшие месяцы. Maersk, крупнейшая в мире контейнерная линия, предупредила на прошлой неделе, что вспышка коронавируса определенно окажет негативное влияние на состояние отрасли, усиливая давление на сектор, который уже и так пострадал в результате торговых войн и замедления роста мировой экономики.