All Retail
Опубликовано

Как коронавирус повлиял на поставки товаров из Китая в Украину

Из-за эпидемии коронавируса и карантинных мероприятий зафиксированы сбои в цепочках поставок электроники из Китая по всему миру сообщила на прошлой неделе Financial Times. Доставка персональных компьютеров и комплектующих может занимать в три раза больше времени, чем это было до начала эпидемии, отмечает издание.

"Сильнее всего, сбои в цепях поставок сказываются на смартфонах, наушниках и компьютерах, отчасти из-за того, что ритейлеры стараются не держать большого количества этих товаров на складах в связи с постоянным обновлением моделей", - цитирует FT партнера консалтинговой компании A. T. Kearney Сукету Ганди.

Apple уже предупредила клиентов о вероятном дефиците смартфонов из-за сбоев поставок вследствие вспышки коронавируса, пишет Bloomberg со ссылкой на сотрудника одного из магазинов компании. Также в компании признают, что в некоторых магазинах Apple Store зафиксирована нехватка отдельных частей для смартфонов. 

LIGA.net віясняла, как коронавирус повлиял на работу украинского бизнеса?

Украинские ритейлеры опасаются дефицита электроники в рознице. Если производство и доставку продукции не возобновят в ближайшее время, дефицит на украинском рынке электроники проявится уже к концу марта, допускают в пресс-службе сети Aллo.

"В КНР до сих пор не восстановлено производство, наоборот, предприятия продолжают закрываться, китайские рабочие вынуждены сидеть дома, чтобы приостановить риск заражения вирусом. К тому же карантин действует на 70% территории, где размещено производство ключевых заказчиков" - говорится в ответе на запрос LIGA.net.

Сейчас, по данным Aллo, поставки из Китая задерживаются. "Практически все поставки заморожены, все ждут, чем закончится ситуация", - отметили в пресс-службе ритейлера. 

Подтверждает проблемы с доставкой и совладелец маркетплейса Rozetka Владислав Чечеткин. "Товары не могут выехать за пределы Китая, везде действуют ограничения", - говорит он. 

оучредитель сети Фокстрот Валерий Маковецкий уточняет, что ситуация по мартовским и апрельским поставкам пока не ясна. "Вполне возможно, что через месяц мы почувствуем дефицит", - рассказывает бизнесмен. 

Не везде говорят о проблемах. "Мы не ощутили никаких серьезных задержек товара из-закоронавируса", - комментирует директор по продажам Huawei CBG Украина Владимир Сорокин. По его словам, все поставки и логистика тщательно спланированы. 

Не боятся недостатка товаров и в сети Metro. "Все наши импортные товары были отгружены заранее и в полном объеме. Это позволяет нам обеспечить потребителя всем необходимым без дефицита", - рассказала LIGA.net коммерческий директор Метро Кэш энд Керри Украина Елена Вдовиченко.

По ее словам, все импортные закупки ритейлера проводятся через центральный офис и распределяются через систему трейдинг-офисов по всей сети. 

Задержки с поставок есть, но пока это не сказывается на деятельности компании,  рассказал LIGA.net партнер компании-производителя дронов и беспилотников DJI Тарас Трояк, Даже если возникают проблемы со сроками, клиенты относятся к этому с пониманием. "Они благодарны, что коробки не кашляют", - шутит Трояк.

Основатель компании Drone UA Валерий Яковенко в начале февраля оценивал риски от возникновения эпидемии коронавируса в Китае в 5% от годового оборота - около $250 000. "Сейчас понимаю, что мы недоооценили ущерб. Ряд наших поставщиков до сих пор работает удаленно, фабрики не возобновили былую производительность", - говорит Яковенко. Он ожидает дефицит продукции - дронов и комплектующих - на протяжении всего 2020 года.

Яковенко надеется, что кризис, вызванный коронавирусом, даст толчок развитию локальных производств сложной техники и электронных приборов.

До восстановления китайской промышленности еще далеко, говорит и директор по ВЭД корпорации Биосфера (выпускает бытовые товары) Лариса Доброскок. "После карантина наши поставщики в Китае вышли на работу составом 35-40% от общего числа работников - это жители провинции Хубэй, эпицентра вспышки коронавируса", - говорит она. В Биосфере ожидают, что поставки задержат на срок до двух недель, а около 5% заказов и вовсе могут в Украину не доехать. "Но этот объем будет перекрыт запасами", - говорит Доброскок.

Паника, возникшая среди украинцев вследствие коронавируса, спровоцировала всплеск спроса на определенные группы товаров продуктовой группы. "Мы наблюдаем повышенный спрос на бакалейную группу товаров", - говорит Елена Вдовиченко из Метро. Ритейлер, по ее словам, во избежание дефицита увеличили выкладку бакалеи, консервации, напитков, дезинфицирующих средств и защитных масок.

Логистические компании готовы к изменениям сроков и грузопотоков из-за коронавируса. Но за их работу придется заплатить больше. В частности, по словам совладельца группы логистических компаний Zammler Виктора Шевченко, уже на 10-15% выросли авиатарифы. "Многие компании сократили или вовсе отменили рейсы в Поднебесную. Мы наблюдаем высокий спрос и дефицит места для грузовых отправлений", - говорит он. Также, по словам Шевченко, выросли ставки на морской фрахт.

В компании Fialan, которая специализируется на доставке из Китая и экспортно-импортных операциях, прогнозируют, что срок производства товаров в Поднебесной и формирования партий могут быть увеличены вдвое - с 20 до 40 дней. "Те заводы, которые планировали выпуск на конец февраля – начало марта, перенесли сроки на средину месяца. Эти даты еще могут смещаться", - отмечается на сайте компании. 

Заказы китайская сторона будет отпускать в порядке очереди, конкуренция за товар будет расти. "Формировать очередь будут сами заказчики. Тут будет иметь значение, кто платит или закажет больше", - прогнозируют в Fialan.

Кроме того, логисты отмечают сложности с поставками из Италии. "Некоторые производители остановили работу, поставки прекращены на неопределенный срок", - говорит Шевченко. Также с 5 марта введены ограничения для кораблей из Азербайджана и Ирана со стороны Казахстана.

Такие изменения заставляют логистов пересматривать маршруты и либо терять маржу, либо повышать стоимость услуг для клиентов, отмечает Шевченко.