Больше чем drogerie: как Эпицентр развивает продажи бытовой химии, средств гигиены и косметики
Один из лидеров украинского рынка ритейла компания Эпицентр К развивает направление бытовой химии и личной гигиены (БХЛГ) уже более десяти лет. За это время сеть сумела существенно расширить ассортимент этой продукции и нарастить ее продажи. Несколько лет назад компания внедрила новый амбициозный проект — магазин формата shop in shop под брендом Mon Cheri, который предлагает клиентам Эпицентра широкий выбор товаров для красоты, косметику, парфюмерию и т.д. В интервью RAU директор департамента бытовой химии и личной гигиены Эпицентр К Виктор Шабунин рассказал об особенностях этого формата, его перспективах, а также поделился результатами и планами компании по развитию этой категории в сети ритейлера:
— Департамент бытовой химии и личной гигиены был создан через шесть лет после запуска первого гипермаркета Эпицентр, когда сеть объединяла уже 20 торговых центров в Украине.
Было понятно, что наименее чувствительными к негативным экономическим процессам были товары широкого обихода. Какой бы затруднительной ни была ситуация, человек все равно каждый день чистит зубы, покупает товары для стирки, уборки, чистки и тому подобное. Поэтому решение создать департамент бытовой химии и личной гигиены было вполне оправданным.
На момент старта у нас было около 1000 артикулов, а сейчас ассортимент департамента превышает 26 000 SKU. Основные валовые товарные группы — это household, средства для стирки, бумажная продукция, инвентарь для уборки, гардероб, средства ухода за волосами и другое. В общей сложности у нас представлено 49 товарных групп.
Для понимания темпов развития могу сказать, что в 2009 году общий товарооборот направления во всех 20-ти магазинах составлял менее половины от того, что сейчас продает наш флагманский магазин на улице Петра Григоренко в Киеве. Если говорить о динамике прошлого года, то по сравнению с 2018-м товарооборот департамента вырос на 16,7% в гривне.
Сейчас наши собственные торговые марки представлены в таких категориях как инвентарь для уборки (Гривня Петрiвна и более дорогой сегмент Fiora, отдельные продукты которого производятся в Италии), household, в том числе мешки для мусора, тряпки для мытья посуды и уборки, кухонные расходные средства и т.д. Торговая марка Vivendi — это полностью гардеробная тематика (вешалки, чехлы для одежды, щетки для одежды, средства ухода за обувью). Также у нас есть торговая марка Origami, которая представлена почти во всех категориях. И почти во всех товарных группах Эпицентра представлена торговая марка UP, которая предлагает товары первой цены.
Что касается доли СТМ в товарообороте, то она также сильно разнится в зависимости от группы товаров. Ведь есть более и менее брендозависимые группы. Например, в категории бумажных изделий наша ТМ Origami достаточно успешная — она занимает первое место по объемам продаж в натуральном выражении и второе после премиального бренда Selpak в денежном. Учитывая, что эта категория третья по объемам среди 49-ти — это очень хороший показатель.
В 2017 году мы решили активно развивать категорию товаров для красоты и здоровья, следствием чего стало создание формата shop-in-shop — Mon Cheri. Открыли уже десять магазинов Mon Cheri в торговых центрах Эпицентр — пять в Киеве, три в Одессе и по одному в Днепре и Виннице. Площадь этих торговых точек — от 100 до 180 кв. м. В них работают отдельные консультанты и касса.
В 2017 году, когда мы начинали развитие этого формата, было очевидно, что на одной полке нельзя продавать масс-маркет и премиальные товары. Нельзя на одной полке поставить детский крем «Антошка» за 7 грн, а рядом с ним крем для рук за 3500 грн — надо разделить эти товары для клиента. К тому же консультация, презентация и уровень обслуживания при продажах товаров премиум-класса также существенно отличается. В Mon Cheri на площади 100-150 кв. м работает только четыре наших консультанта, не считая промоутеров наших партнеров и поставщиков.
Конечно, сказать что мы вовсе не конкурируем с drogerie-сетями, нельзя. Учитывая общий ассортимент Эпицентра, мы конкурируем со всеми сегментами оффлайн и онлайн-ритейла в Украине.
Однако ассортимент отдела бытовой химии и гигиены очень отличается от ассортимента магазинов drogerie. У нас 26 000 SKU, мы значительно сильнее в химии, но при этом активно наращиваем категорию ухода и стремимся быть первыми во всем.
В 2020 году планируем нарастить офлайн-продажи департамента еще на 15%. Это также достаточно амбициозная цифра, учитывая, что по прогнозам Nielsen рост этой категории в Украине не будет превышать 10%. В онлайне планируем расти гораздо более динамично. Думаю, можем рассчитывать на динамику в районе 65-70% к прошлому году. Среди других приоритетов — дальнейший переход на прямые контракты с представительствами транснациональных компаний — производителей и развитие СТМ.