All Retail
Опубликовано

От лидерства к банкротству? Почему "Фуршет" стремительно потерял позиции на украинском рынке ритейла

Теги:
Фуршет
FMCG
Фото:
theverge.com

Сеть супермаркетов "Фуршет", которую основал Игорь Баленко, начала 2021 год на минорной ноте.

18 января Хозяйственный суд Днепропетровской области принялся за процедуру банкротства дочернего предприятия Ритейл Центр, который владеет сетью «Фуршет», написал профильный сайт Retailers. Всего через два дня компании-поставщики сети получили письма: вместе с началом процедуры банкротства суд ввел мораторий на все выплаты кредиторам. Другими словами, пока идет процесс, компания может не платить им за товары и услуги. Все претензии Ритейл Центр принимает до 16 февраля.

Поводом для начала процедуры банкротства стал иск от финансовой компании Финворк. Ритейл Центр задолжал ей более 7,8 млн грн.

Что это значит для одного из пионеров украинского продуктового ритейла?

Путь наверх и обратно

Первый супермаркет «Фуршет» открылся в 1998-м в Киеве на Подоле. Долгое время был лидером столичного рынка с самым широким ассортиментом товаров на единицу площади, рассказывает эксперт по ритейлу Александр Ланецкий.

"В магазине, площадью 4000 кв м могло быть до 60 000 товаров. Представьте, только чая — 100 видов«, — вспоминает Ланецкий.

В 2006-м сеть уже состояла из 66 магазинов, туда же входили супермаркет-ресторан «Гурман-Фуршет», собственные мясоперерабатывающие, пельменные, кондитерские, кулинарные, рыбные производства и пекарни.

"Тучные нулевые" закончились мировым финансовым кризисом 2008-2009 годов. Прямое следствие — девальвация гривни — ударило по ритейлерам, которые развивались за счет кредитов. Нагрузка возросла, а свободных денег для развития сети не было, рассказывает руководитель департамента стратегического консалтинга UTG Константин Олейник.

Это и стало первым и главным ударом для сети, особенно на фоне усиления конкурентов. Набирал обороты Сильпо Владимира Костельмана, подбирался к лидерам — Фуршету, Сильпо и Metro — дискаунтер АТБ.

Ситуацию ухудшали ошибки менеджмента. Среди них Ланецкий называет неэффективную логистику. Половину оборота и 70-80% прибыли давали столичные магазины, супермаркеты в регионах были нерентабельны.

Еще один просчет — неграмотная расстановка товаров в магазинах. "На рынке все знают, чтобы войти в сеть, нужно заплатить, грубо говоря, дать взятку, — рассказывает Ланецкий. — Скорее всего, менеджеры Фуршета брали деньги и ставили на полку всех подряд. Но товары не продавались, а это — замороженные деньги«.

Раздутый штат сотрудников и невостребованный круглосуточный режим работы не улучшали положение, вспоминает Ланецкий.

Но Фуршет не терял надежды поправить ситуацию. В том же 2007 году компания заключила сделку с французским гигантом Ашан. Баленко передал иностранной группе 20% компании, а Фуршет и лично Баленко получили в Ашан Украина Гипермаркет — 19% и 15% соответственно.

Одним из условий сделки также было ограничение взаимной конкуренции. Фуршет обязался работать только в формате супермаркета, а Ашан — не открывать магазины меньше определенной площади. Совместно планировалось создать два предприятия: «Ашан Украина Гипермаркет» — для развития сети гипермаркетов и «Иммошан Украина» — для строительства и управления торгово-развлекательными центрами.

Казалось, дела пошли на лад, Фуршет расширялся, и уже к 2013 году сеть насчитывала 117 магазинов. Но надолго партнеров не хватило. Спустя шесть лет они разошлись — Ашан продал часть акций сети "Фуршет".

После этого менеджмент Фуршета просто ждал лучших времен и почти не занимался развитием бизнеса, говорит Ланецкий.

Почему так?

Прежде всего, из-за долгов, которые тянулись с 2008-2009 годов. Попытка провести ребрендинг — изменить логотип в форме треугольника и фирменный стиль — не помогла. Сами супермаркеты морально устаревали — за последние два года компания модернизировала лишь несколько магазинов сети, это не могло не оттолкнуть покупателей, говорит директор компании GT Partners Ukraine Игорь Гугля.

"У Фуршета нет четкого позиционирования, — делится топ-менеджер одного из крупных ритейлеров на правах анонимности. — Но есть прямая конкуренция в локациях с более сильными игроками«.

Как результат, последние несколько лет сеть «Фуршет» постоянно сокращал площади магазинов, сдавая свободные квадратные метры в субаренду. В 2019 году в компании решили закрыть 20% магазинов, рассказывал Баленко НВ.

Всего с 2016 года сеть сократилась с 81 до 39 точек, приводит цифры Гугля.

Это очень немного по сравнению с конкурентами. За прошлый год Fozzy Group открыла 59 магазинов (по 18 Сильпо и Thrash! плюс 23 Форы), за это же время АТБ нарастил сеть на 127 точек до рекордных 1201 магазинов.

В 2020-м на месте первого магазина «Фуршет» на улице Ярославской открылся супермаркет "Сильпо".

"Чтобы оставаться на рынке — нельзя стоять на месте", — резюмирует бывший гендиректор Фуршета Евгений Кулинич.

По показателю выручки, Фуршет последний раз входил в ТОП-10 продовольственных ритейлеров в 2017-м, следует из данных GT Partners. Тогда оборот компании составлял 4,1 млрд грн в год. За три года он сократился примерно на 20%. В 2019-м компания заняла 16 место в списке продритейлеров с выручкой в 3,3 млрд грн. У лидера АТБ — более 100 млрд грн.

Финансовые трудности сопровождались оттоком руководящих кадров из центрального офиса к конкурентам, добавляет Гугля.

Конкуренты и поставщики

Что означает для рынка возможный уход Фуршета? Мнения отраслевых экспертов разделились.

Если сеть уйдет с рынка, это приведет к несовершенной конкуренции, в которой будет доминировать крайне малое количество игроков, считает Константин Олейник из UTG.

Исчезновение Фуршета вызовет рокировку на рынке, соглашается и топ-менеджер одного из лидеров продовольственного ритейла. Судя по формату сети, интерес к выкупу (возможно частями) может быть у нескольких конкурентов, таких как Сильпо, Новус, Варус, Ашан, говорит собеседник LIGA.net.

Бывший CEO Фуршета Евгений Кулинич в этом сомневается: "Покупать у Фуршета практически нечего, все помещения брались в аренду".

"Купить можно разве что пакет договоров аренды", — дополняет Ланецкий.

В национальном масштабе возможный уход Фуршета не приведет к каким-то глобальным изменениями на рынке, считает директор GT Partners Ukraine Игорь Гугля.

"Ничего серьезного не произойдет. Просто не тот масштаб уже«, — соглашается экс-CEO Фуршета Евгений Кулинич.

У кого точно есть повод для беспокойства, так это у поставщиков сети. «Фуршет» задолжал им десятки миллионов гривень, отмечает Retailers. В их числе — Глобал Спиритс Европа, Немиринецкий пищевой комбинат, Житомирский мясокомбинат, Хмельницкий областной пивзавод, и многие другие.

Особую активность в возврате долга проявляла компания Таймфиш, которая требует с Ритейл Центра 1,4 млн грн. 18 января она безуспешно попыталась добиться ареста этой суммы на любом из счетов должника.

Представители Таймфиш в суде привели интересные данные, которые наталкивают на предположение: для владельцев процедура банкротства не стала неожиданностью. Так, 10 декабря у компании поменялся директор, 14 декабря — уставный капитал уменьшился до 1000 грн, 30 декабря — изменился адрес (с Ирпеня на Днепр). К тому же у Ритейл Центра, по данным истца, нет недвижимости и транспортных средств. Задолженности перед поставщиками, согласно судебному реестру, в Таймфиш оценили примерно в 50 млн грн.

Суды отказали Таймфиш в аресте счетов Ритейл Центра и присоединении в качестве третьего лица к процедуре банкротства.

Может это лишь очередной этап реформы и из процедуры банкротства выйдет обновленный «Фуршет», готовый к новым свершениям?

Проверить эту версию пока не удалось. Основатель сети Игорь Баленко к моменту публикации материала не ответил на звонки и сообщения журналистов LIGA.net.

×

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или