All Retail
Опубликовано

Гипермаркеты – это прошлое. Ашан, Fozzy, Varus ищут новую жизнь в магазинах возле дома. Почему ритейл идет в минимаркеты

В конце 2020 возле киевской станции метро «Почайна» открылся минимаркет «Ашан». Это был первый в стране магазин такого формата французского розничного гиганта.

В маленькие форматы пошли и другие игроки. VARUS, Таврия В, Fozzy Group открывают минимаркеты или магазины возле дома.

Сети овладевают новыми форматами, чтобы не остаться на обочине прогресса. По данным консалтинговой компании GT Partners, в 2020-м количество небольших торговых точек выросло в Украине почти на 19%, до 3206. Число гипермаркетов за то же время сократилось на 1%, супермаркетов — выросло на 4%.

Магазины у дома и минимаркеты оказались особенно востребованы во время локдаунов. Покупатели пытаются тратить на покупки меньше времени, поэтому выбирают торговые точки, где это можно сделать быстрее, говорит исполнительный директор VARUS Наталья Азюковская. По ее словам, украинцы перестали воспринимать поход в супермаркет как развлечение. Это рутина, которую пытаются избавиться как можно быстрее. "Раньше мы рассчитывали количество касс и тележек, учитывая, что человек проводил в супермаркете как минимум час, — объясняет Азюковская. — Сейчас клиент стремится проводить в супермаркете не более 15 минут».

На рынок ритейла вышли совсем новые игроки. В середине 2021 службы доставки Glovo и Bazar запустили в Киеве свои дарксторы. Они рассчитывают на то, что украинцы привыкают покупать онлайн и делать это все чаще. По данным PwC, в 2020 году 14% потребителей увеличили закупки через интернет.

Идеальный шторм для крупноформатного ритейла. Где игроки ищут тихую гавань?

Наталья Азюковская, исполнительный директор VARUS

111 магазинов площадью 300-2000 кв. м, выручка за 2020 год — 12,9 млрд грн

О форматах

Гипермаркеты – это прошлое. Посмотрите на мир: Small is beautiful французский Ашан и британская Tesco их больше не развивают. Супермаркеты тоже становятся компактнее. Если раньше торговый зал супермаркета был в среднем 3000 кв. м, то сейчас – 1700 кв. м. Мы не планируем открывать крупные торговые точки, как раньше.

Объекты площадью от 2000 кв. м приносят три чека на квадратный метр в сутки. Магазин на 300 кв. м – 10 чеков на квадратный метр. Малые магазины могут иметь более высокую маржу, потому что клиент готов платить больше за товар, который находится рядом с домом.

Продуктовых магазинов в Украине меньше, чем в Польше, но достаточно, чтобы покрыть спрос. Прошло время, когда ниша офлайн была настолько пуста, что эффективность не имела значения.

Наталья Азюковская, исполнительный директор VARUS

В пандемию мы начали развивать новый формат — магазины на 300–500 кв. м. А в 2020-м – площадки to go, небольшие магазины площадью 50 кв. м в местах с большой проходимостью. В 2022 запустим маленькие магазины возле дома, площадью до 150 метров, куда можно спуститься в тапочках и купить набор продуктов, нужных прямо сейчас. К середине следующего лета мы рассчитываем открыть около 100 магазинов небольших форматов.

Классическая большая розница может вытеснить конкурентов, открывая небольшие форматы. Они обладают большой закупочной силой, маркетинговыми рычагами и бонусами от поставщиков. Еще пять лет назад на рынке дрогери-сетей были мелкие магазины бытовой химии. Теперь там только три игрока и региональные сети.
Олесь Песчак
управляющий партнер консалтинговой фирмы Audit of Sales

Об эффективности

Мы все время думаем, как ускорить процесс покупки. Важными элементами программы являются установка касс самообслуживания, максимально упакованный товар, вес с экраном тачскрин.

Совершенствуем клиентский путь в торговых залах. Покупатель хочет интуитивно понимать, где и что стоит. В интернет-магазине стремимся, чтобы человек находил нужный товар с минимальным количеством итераций.

Продаем на платформе, которую во время пандемии написали через две недели. Она была сделана «на коленке», разрабатываем новую. И хотя пока доля онлайн заказов невелика, сегодняшние усилия упростят работу на следующем этапе, когда люди захотят покупать, не выходя из дома.

Тестируем собственную доставку. В новых супермаркетах часть залов переоборудовали под точки уборки и фасовки, поставили отдельные кассы. Планируем добавить доставку готовой еды из кафе VARUS. Пока это трудно сделать, все готовится из-под ножа. Дописываем приложения, которые помогут лучше планировать.

На очереди — приложение для мобильной кассы и сборщиков онлайн-заказов. Он будет показывать сборщику место, где находится товар, или будет сигнализировать о завершении работы над заказом. Это сократит количество несвоевременно собранных пакетов (сейчас – 35% от всех заказов).

Следующий шаг – открыть даркстор в Киеве или Днепре. Благодаря этому количество задержек должно упасть до 1-2%.

О новых игроках

Glovo — самый крупный из онлайн-конкурентов для VARUS. Он открыл даркстор в Украине. Наше преимущество – это физические магазины. Мы можем экспериментировать с ассортиментом и тестировать его востребованность в действующих точках.

Их преимущество — в доставке. Но в ассортименте им доступна только аналитика по рознице, с которой они работали. Это только часть информации. Будем учиться у них быстрой доставки, а они у нас – формирование ассортимента.

Елена Вдовиченко, СЕО METRO Ukraine

26 центров и магазинов оптовой торговли площадью 7000 — 10 000 кв. м, выручка за 2020 год — 21,4 млрд грн

О форматах

Магазины METRO Cash & Carry есть во всех основных городах-миллионниках. И мы пока не собираемся открывать торговые точки больших форматов.

Чтобы конкурировать с магазинами у дома, активно развиваем e-commerce. Омникальность позволит нарастить долю рынка, не открывая торговых центров. Украинцы хорошо реагируют на эту модель. За последние два года доля e-commerce выросла у нас с 3% до 10%. Для сравнения: в целом на рынке доля онлайн-продаж — 1,5%. И мы видим положительный тренд. За несколько лет она может возрасти до 5%. Этого мало, чтобы полностью переходить в интернет. Поэтому гибридная модель, офлайн+онлайн, останется на ближайшие 10 лет.

Развиваем собственные торговые марки. Их доля достигает 17%. До 2026 планируем довести ее до 24–25%. Это продукты из соседних государств и Западной Европы. Для любого ритейлера такие товары большая прибыльность. Маржа не делится на поставщиков, нет расходов на рекламу. В Украине этот рынок, по сравнению с Западной Европой и США, все еще активно развивается. Он будет расти двузначными цифрами.

У дарксторов ограничено количество товара. Мы не будем играть в последнюю милю, где важно время заказа. Будем отталкиваться от ассортимента с фокусом на собственные марки и потребности покупателя.

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или