All Retail
Опубликовано

Контроль цен на сахар и гречку предвещает дефицит, а продуктовые талоны — выборы

Фото:
ukrinform.ua

Правительство пытается остановить инфляцию, ограничив рост цен. Это плохое решение, говорят опрошенные эксперты и опыт других стран.

По итогам 2021 года инфляция в Украине составила 10%, это рекорд за последние четыре года. Согласно Нацбанку, он обусловлен высокими мировыми ценами на энергоносители, сырье и комплектующие. Поэтому Украина переживает ценовой бум не в одиночку. Например, в соседней Польше инфляция побила 20-летний рекорд, а в США — 40-летний.

Отличие Украины от ряда пострадавших стран в другом — способе борьбы с инфляцией.

К примеру, в Польше для сдерживания цен правительство объявило о снижении НДС на продукты питания до 0% на полгода.

Кабинет министров Украины решил справиться с проблемой, ограничив цены на одиннадцать «социальных» продуктов питания, в том числе наиболее подорожавшие в минувшем году сахар (61,5%), масло (57,7%), яйца (47%).

Согласно постановлению от 12 января, максимальная розничная наценка на эти продукты не должна превышать 10% от оптово-отпускной цены вплоть до окончания карантина.

Это касается цен на:

  • хлеб ржано-пшеничный;
  • батон;
  • гречневую крупу;
  • муку пшеничную высшего сорта;
  • сахар-песок;
  • макаронные изделия отечественного производства (вермишель из муки высшего сорта);
  • пастеризованное молоко 2,5% жирности (в пленке);
  • масло подсолнечное;
  • куриные яйца категории С1;
  • птицу (тушку куриную);
  • сливочное масло 72,5% жирности.

LIGA.net опросила экспертов, чтобы узнать, к чему может привести выбор кабинета Дениса Шмыгаля. А также разобралась, как борются с инфляцией в других странах.

"Не очень умная идея"

Исполнительный директор CASE Украина Дмитрий Боярчук называет идею регулирования цен на продукты «очень неумной». Он напомнил, что у производителей есть свои расходы, и к тому же они хотят еще заработать, а если цены ограничить, то не будет стимула что-то производить.

Инвестиционный банкир из Dragon Capital Сергей Фурса подчеркнул, что такие решения «губительны для экономики». Оба эксперта в разговоре с LIGA.net отметили, что реакция на регулирование цен — дефицит и ухудшение качества товаров.

Лучшим вариантом (противодействия инфляции) Фурса считает адресную помощь населению. А экс-замминистра экономики, торговли и сельского хозяйства Павел Кухта — снижение налогов. «Ставку НДС можно временно на один год установить на уровне 0% на ключевые для украинцев продукты. Поскольку НДС всегда закладывается в цену, это резко снизит цены на подобные продукты», — по словам аналитика, бюджет недополучит налоги, но он для того и создан — помогать гражданам.

Как спасается Запад

Именно так поступают в ряде западных стран. Как упоминалось выше, в соседней Польше по итогам 2021 года инфляция составила 8,6%. Для сдерживания цен правительство снизило НДС до 0% на полгода. При этом в Польше на продукты и так действовала довольно низкая ставка в 5%.

В Евросоюзе поддержка производителей еды довольно серьезная и в спокойное время. Помимо прямых дотаций аграриям, НДС на многие продукты питания — ниже стандартного. К примеру, во Франции он составляет 5,5%, в Германии — 7%, в Италии — 4%, в Австрии — 10%, в Чехии — 15%.

Во время пандемии Великобритания снизила этот налог с 20% до 5% для заведений из сферы развлечений (театры, цирки, кинотеатры и т.п.), отелей, ресторанов, пабов, кафе. Хоть в магазинах НДС на продукты не изменился, в кафе и ресторанах налог на еду заметно упал. Германия прибегла к такому же решению — снизила НДС с 19% до 7%.

Дмитрий Боярчук и Сергей Фурса вариант со снижением НДС считают рабочим и для Украины. Хотя Фурса призывает не проводить полную параллель с той же Польшей — экономика Украины слабее, а Польша еще получает финансовую помощь от Евросоюза. То есть она может позволить себе больше недополучить налогов, чем Украина.

Советник президента по экономическим вопросам Олег Устенко также упоминал о таком способе борьбы с ростом цен на продукты. Но он видит в нем и минус — инструмент будет работать для всех (и для богатых, и для бедных), а не только для уязвимых слоев населения.

Регулирование цен

Конечно, Украина не единственная страна, где пытаются укротить цены госрегулированием. «Коллега» есть даже в Евросоюзе — Венгрия, власти которой 12 января анонсировали госрегулирование цен на шесть социально значимых продуктов, в результате чего ценники должны вернуться на уровень 15 октября 2021 года.

Тем не менее контроль правительства за ценами — преимущественно болезнь экономически несвободных стран. Показателен пример Венесуэлы.

Госрегулирование цен, помноженное на экономическую рецессию, начавшуюся в 2014 году, опустошило продуктовые полки и выстроило длинные очереди в магазины, а за товарами первой необходимости венесуэльцы ринулись в соседнюю Колумбию. В 2016 году в попытке обуздать цены правящий режим даже привлек армию для контроля над поставками продовольствия. Помогло не очень.

Соседняя Беларусь в прошлом году ввела ограничение цен (ограничив надбавку в пределах 10%-30%, в зависимости от товара) на социально значимые товары. Успешным опыт Беларуси назвать сложно. Местные контролирующие органы подсчитали, что каждый четвертый магазин завышал предельно допустимый уровень цен. Кроме того, фиксация цен на ряд востребованных лекарств повлекла дефицит — препараты исчезали из аптек.

В России год назад приняли закон, значительно расширяющий полномочия правительства в регулировании цен. Власти сразу этим воспользовались, установив верхнюю планку цены на сахар и подсолнечное масло. Официально это преподносилось как «добровольная» договоренность с бизнесом в обмен на субсидии. Но у этой инициативы была обратная сторона. Ограничения на розницу заставили производителей сахара и масла повысить оптовые цены, что удорожило производные продукты, например, кондитерские изделия.

А можно сократить экспорт

Страны-экспортеры продовольствия могут ограничивать продажу за рубеж, чтобы увеличить предложение внутри страны и понизить цены для населения. Для этого устанавливаются специальные квоты.

К примеру, в конце прошлого года правительство Аргентины ограничило экспорт из страны зерна и кукурузы, мотивируя это необходимостью предотвратить внутренний дефицит и стабилизировать цены. В начале этого года на фоне высокой инфляции Аргентина продолжила до конца 2023 года запрет на экспорт говядины, популярный в стране продукт. При этом, как отмечает Bloomberg, ранее этот запрет не дал видимого эффекта — цена на говядину за год выросла на 48%.

Один из главных конкурентов Украины на рынке зерна, Россия, также пользуется подобным инструментом. Последнее такое решение российские власти приняли в 2020 году, установив тарифы на вывоз зерна сверх квоты. Например, для пшеницы экспортная пошлина составляет 50 евро за тонну.

В Украине за несколько последних лет неоднократно звучали призывы к ограничению экспорта агропродукции, но пока до административных запретов не доходило.

В конце декабря источники Reuters сообщали, что в первой половине 2022 года правительство может ввести такое регулирование из-за «слишком высоких темпов экспорта». В то же время, Украинская зерновая ассоциация заявила, что в стране собрали рекордный урожай, поэтому оснований для ограничения экспорта нет.

В случае с ограничением экспорта наибольшую выгоду получают чиновники, которые регулируют эти квоты, а как инструмент сдерживания цен он очень сомнительный, считает Дмитрий Боярчук.

Экономист отметил, что с развитием технологий появилась возможность долго хранить продукцию, поэтому если предприниматель считает, что лучше подождать, то он не будет реализовывать товар именно сейчас.

Продуктовые талоны

Если административный контроль за ценами на социальные товары правительство уже осуществляет, то возможность введения талонов/карточек на продукты пока лишь обсуждается.

Так, резонансным стало заявление советника президента Олега Устенко, который допустил введение «продуктовых чеков» — адресной помощи наиболее уязвимым категориям населения. Он подчеркнул, что речь идет не о талонах на еду, которые были в СССР, а о механизме, схожем с системой food stamps в США.

Американская программа льготной покупки продуктов (Supplemental Nutrition Assistance Program, SNAP) предоставляет продовольственную помощь ряду категорий населения: людям с низкими доходами, матерям с детьми, пожилым людям, детям в школах и детских садах, пострадавшим от стихийных бедствий.

Для участия в этой программе житель США должен доказать свою бедность, предоставив всю информацию о доходах и расходах. Помимо этого, предусмотрена проверка в различных базах данных.

Такими талонами можно расплатиться исключительно за еду, купить, к примеру, алкоголь или табачные изделия нельзя. По итогам сентября 2021 года помощью от программы SNAP в США воспользовались более 40 млн человек.

Подобные программы помощи есть во многих странах, а пандемия коронавируса стимулировала правительства расширять их. К примеру, в Китае раздавали ваучеры населению, которыми можно расплачиваться в магазинах. Больше всего их тратили на продукты. В Германии клуб помощи малоимущим Deutsche Tafel продает продукты по символическим ценам.

И хоть в Украине продуктовых талонов не было уже давно, подобная адресная помощь была и у нас. Переселенцы с Донбасса получали ваучеры на продукты в Харьковской области от местной ячейки Красного Креста при поддержке Германии, а на свободной части Донецкой области такие ваучеры переселенцам выдавали при поддержке чешской организации «Человек в беде».

Фурса и Боярчук поддерживают идею с адресной помощью, но при этом последний отметил, что в Украине вариант с карточками потребует серьезной подготовки — необходимо выявить действительно нуждающихся, а четких механизмов сейчас нет. Это должны быть люди с недостаточным доходом и без возможности трудоустройства. «Неясно, кому эти карточки достанутся. Это целая наука, сложная робота — таргетирование бедности. Тут вопрос, а как будут отсекать бедных от богатых», — говорит Боярчук.

Эксперты-собеседники LIGA.net также указали на неэкономическую причину, которая может поспособствовать введению продуктовых карточек или подобной адресной помощи. Как отмечает Сергей Фурса, из этого можно сделать «почти предвыборный подкуп», только совершенно легальный. Боярчук тоже верит в такой вариант, а не в снижение НДС.

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или