All Retail
Опубликовано

Война забрала у бренда «Чумак» завод, экспорт и около 1 млрд грн выручки в Украине: как компания переизобрела себя благодаря конкурентам

Теги:
Чумак
производство продуктов
Ашан
АТБ
Metro
Фото:
https://khersondaily.com/

Каховский производитель кетчупов и консервации «Чумак» выпускает свою продукцию на мощностях конкурентов по всей Украине и даже за рубежом. Часть томатных паст, соусы, майонезы производят в Луцке, Киеве и Запорожье. А вот макароны-короткорезы – в Турции. Как компания нашла выход, кажется, из безвыходной ситуации.

«Не знали, что полки могут вызвать слезы», — написала пользовательница на Facebook-странице «Auchan Украина» в августе 2022 года. В это время ритейлер провел трогательную акцию «Полки ждут. И мы ждем». Тогда Auchan оставил несколько пустых полочек и выделил их в рамки, на которых были написаны названия торговых марок, оставшихся на оккупированных территориях.

Одним из героев этих пустых полочек был «Чумак» — недавно крупнейший производитель кетчупов, томатной пасты и майонезов в Украине.

В конце сентября один из продуктов компании, томатная паста, вернулась в Auchan и другие магазины. Ее изготовили на волынском предприятии «Луцк Фудз», тоже выпускающем подобную продукцию под маркой "Руна«.

Производство в Луцке нашел гендиректор «Чумака» Андрей Левчук, когда вывозил семью в безопасное место после 24 февраля. Во время переговоров он объяснял конкурентам, что они помогают не акционерам, а людям, у которых есть семьи, и которым нужно выплачивать зарплаты. На Волынь «Чумак» переехал в мае, где с тех пор производит томатную пасту и соус «Чумак Херсонский», рассказывает в интервью Forbes Левчук. Предприятие компании в Каховке не работает.

С началом войны внутренний рынок объемом 72 000 т томатных соусов и паст рухнул на 40–45%, подсчитали в консалтинговой компании Pro-Consulting. А доля «Чумака» на нем сократилась драматично — на 60–70%. До войны производитель занимал около 20% украинского рынка. Его выручка в 2021-м на внутреннем рынке составила 1,3 млрд грн (без НДС).

После 24 февраля «Чумак» также потерял большую долю экспорта. Компания прекратила поставки в Африку, на Ближний Восток и в Европу. Доля экспорта упала с 25% до нуля. "Мы столкнулись с вызовом — у нас нет ни производства, ни складов, — говорит Левчук. — Нет ничего, кроме бренда и части людей«.

Выручка компании в 2022-м внутреннем рынке сократилась почти на 70% — до 460 млн грн (без НДС).

Чтобы не потерять и это, «Чумак» производит товары на мощностях конкурентов в Украине и за рубежом. Что у него получается?

Что оккупировано в Херсонской области

"Чумак" остановил производство 24 февраля, опасаясь давления со стороны российской армии. В оккупированной Каховке у компании находится завод, где перерабатывают томаты, производят макаронные изделия и соусы.

Россияне пытались перезапустить завод. Он не пострадал от боевых действий, к тому же компания не вывезла из него оборудование. После оккупации города транспортные пути были перекрыты. Склады с оставшимся на оккупированной территории сырьем ограбили, рассказывает Forbes Левчук.

В начале мая 2022-го на складах компании находился полугодовой запас томатных соусов, кетчупов и других товаров. Однако их продавали только магазинам в оккупированной Каховке, поскольку вывезти за пределы оккупированной территории было невозможно. Продукция «Чумака» в других городах Украины заканчивалась, рассказывал тогда Forbes один из совладельцев Delta Wilmar, который попросил не называть его имя из соображений безопасности. К примеру, летом прошлого года каховская томатная паста исчезла из сети гипермаркетов "Auchan Украина«.

Тогда были проблемы и с продукцией других производителей. На полках магазинов не было томатной пасты, кетчупов и соусов и других производителей. «Иногда мы имели в предложении только один бренд, который покрывал потребность», — вспоминает руководитель по связям с общественностью «Auchan Украина» Елена Орлова.

Одна из причин — дефицит томатной пасты, являющейся основой для производства кетчупов и соусов. Он возник из-за оккупации Херсонской области, где выращивают томаты для переработки и производства томатной пасты. Также там находятся заводы поставщика сырья для многих производителей — компании Agrofusion. Один из них, который находится в селе Шевченково Николаевской области, частично разрушен, другой завод находится в Снегиревке — в оккупации, сообщал в январе местному изданию «НикВести» основатель и директор компании Agrofusion Сергей Сипко. В частности, поэтому компания Nestle, выпускающая кетчупы «Торчин», закупает сырье в Италии, Испании и других странах.

Как «Чумак» возвращает себе рынок

Луцк не единственный город, где «Чумак» после 24 февраля производит свою продукцию. Его майонезы выпускаются на мощностях запорожской Delta Food, перевезенной в Тернополь. Соусы — на столичном заводе производителя Olkom Group. А вот макароны и часть томатной пасты — на заводах Турции и Италии соответственно.

Производство большинства из них было возобновлено в конце 2022-го, рассказывает Левчук. В частности, майонезы под маркой «Чумак» выпускают с ноября прошлого года.

В 2023-м «Чумак» планирует возобновить производство кетчупов, которые до войны занимали 25% рынка. "У нас еще очень ранняя стадия проекта, — говорит Левчук, не называя производственные мощности. — Пока это коммерческая тайна«.

Производство на чужих мощностях — это попытка не потерять узнаваемость популярных марок продуктов в супермаркетах и оставшихся в компании работников. «Была задача: выйти на доход, который мог бы обеспечить заработную плату и минимальные затраты», — объясняет Левчук. В компании осталось 110 ключевых сотрудников из 1200, работавших там до начала полномасштабной войны.

В декабре «Чумак» вернул свои товары в АТБ и «Сільпо». Зайти одновременно во весь ритейл компании сложно, потому что теперь у нее ассортимент наполовину меньше, чем до полномасштабной войны. К 24 февраля у нее было 100 наименований продукции. «В некоторые сети мы еще в процессе захода», — рассказывает Левчук.

Кроме того, кетчупы и соусы «Чумак» постепенно вытесняет продукция конкурентов, говорит категорийный менеджер группы товаров «Бакалия» «METRO Украина» Анастасия Герасименко. В частности, в ее сети, а еще в АТБ и «Auchan Украина», доля «Чумака» в томатной пасте, соусах и кетчупе упала. «В кетчупах мы занимали 25% рынка, а сейчас — ноль», — говорит гендиректор «Чумака» Левчук. По его мнению, доминирующие позиции занял главный его конкурент — «Торчин», выпускаемый Nestle.

До конца 2023 года «Чумак» планирует выйти на 50% довоенных объемов производства брендированных товаров на внутреннем рынке. А также вернуть довоенные выручки в гривне. Чтобы добиться этого, ассортимент будут постепенно дополнять во всех категориях продуктов. «Этот год для того, чтобы вернуть внутренний рынок, — говорит Левчук. — И производственных площадок у нас достаточно».

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или