All Retail
Опубликовано

Депутаты хотят ввести «сахарный налог» на напитки типа Coca-Cola и Pepsi: как могут вырасти цены и пострадать бизнес?

Несколько десятков депутатов зарегистрировали законопроект, который может установить акциз на сладкие напитки в Украине. За 2022 год украинцы выпили почти по 40 л таких напитков на человека. Как потенциальный «налог на сахар» может повлиять на производителей сладких напитков?

С 1 января 2024 года в Украине может появиться новый налог — акциз на сладкую газировку. По крайней мере, этого хотят народные депутаты. Два законопроекта о его введении подали в начале марта 78 нардепов от «Слуги народа» и "Голоса«.

Планируемый акциз — €0,1 за 1 л напитка. В результате госбюджет должен получить 5,1–7,8 млрд грн в год, отмечают авторы законопроекта. Чтобы собрать такую сумму, производители и импортеры сладких газированных напитков должны за год продать в Украине 1,3–2 млрд л.

В 2022 году объем отечественного рынка потребления сладких газированных напитков составил 1,3 млрд л, подсчитали по запросу Forbes в консалтинговой компании Pro-Consulting. То есть примерно 37 л сладких напитков в год на одного человека, если считать каждого украинца. Для сравнения, в Великобритании этот показатель составляет 79,4 л.

В то же время в Украине значительно снижается спрос на сахар. Его внутреннее потребление составило 920 000 т в 2022–2023 маркетинговом году. Годом ранее было на уровне 1,3 млн т, ответили Forbes в Научно-практическом центре свеклосахарного производства.

Налог решили внедрять, чтобы уменьшить потребление сладких газированных напитков, потому что они увеличивают риск появления сахарного диабета. Эти напитки пьют половина детей и 40% взрослых страны, подсчитали в консалтинговой компании Pro-Consulting. Это риск сахарного диабета, который в Украине молодеет, отмечают авторы законопроектов. Введение акциза должно уменьшить потребление сладких газированных напитков на 21%, говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Напитки подорожают, качество может упасть

В 2022 году объем рынка сладких газированных напитков в Украине составил 20,1 млрд грн в денежном исчислении, подсчитали в Pro-Consulting. Лидерами на рынке являются транснационалы — Coca-Cola и PepsiCo. Среди украинских самые крупные доли рынка занимают «Оболонь» и "Биола«.

Если налог будет введен, то, по расчетам Forbes, цена литровой бутылки Coca-Cola, Pepsi и Biola Mojito может вырасти на 13–15%. Например, почти с 29 грн литр Coca-Cola с новым акцизом может вырасти до почти 33 грн.

Однако цена может вырасти стремительнее, на 15–30%, считает CEO «Уманьпиво» Игорь Кисиль. «Это потребует дополнительных усилий для сохранения финансовой стабильности», — говорит он. «Уманьпиво» производит лимонад и использует в рецептуре сахар. "Новый акцизный налог отразится на нашей компании, — говорит Кисиль. — Продукция станет еще дороже по сравнению с некоторыми другими производителями, производящими свою продукцию на заменителях".

В результате роста цен продажи качественных газированных напитков уменьшатся, но вырастут у дешевых, говорит Forbes топ-менеджер компании — производителя напитков на условиях анонимности. "Потребители начнут искать замену дорогому напитку, — добавляет он. — Люди будут покупать более дешевые газировки«.

Еще одно возможное последствие введения налога и удорожания сладких газированных вод — появление нелегального рынка таких напитков, говорит на условиях анонимности СЕО другой компании-производителя. Он надеется, что налог все же не будет введен.

Конкурентоспособную продукцию не смогут выпускать около половины производителей напитков, считает Кисиль из «Уманьпиво». По его мнению, это будут преимущественно небольшие или малые компании. «Они будут вынуждены либо закрыть производство, либо изменить рецептуру, то есть снизить ее качество», — говорит Кисиль.

В результате введение налога это может привести не к увеличению поступлений в бюджет, а к уменьшению, убежден Кисиль из «Уманьпиво». «Будет спад реализации и производства, что приведет к уменьшению уплаты налогов производителями», — резюмирует он.

Пострадают и производители сахара, считает менеджер по связям с органами власти холдинга «Астарта» Эллина Юрченко. Компания является одним из крупнейших производителей этого продукта в Украине. Юрченко прогнозирует снижение спроса на сахар, а также ужесточение конкуренции со стороны импортных подсластителей и других альтернатив сахару. По ее словам, результатом введения налога может стать остановка части производств, а в перспективе — и закрытие сахарных заводов. Увеличения поступлений в бюджет тогда точно не произойдет.

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или