Большая война превращает Львов в главный логистический хаб страны
- Фото:
- Forbes.ua
Во время войны три компании – Dragon Capital, Alterra Group и Sparrow Capital – не отказались от инвестиций в промышленную недвижимость Львова. Рискованная ставка сыграла. На складские помещения в западном регионе ажиотажный спрос. Главная причина – переориентация торговых путей из заблокированных портов на западную границу. Как Львов становится главным логистическим хабом страны. Во время войны рынок качественных складов во Львове вырос на 25%.
Харьковский производитель керамической плитки Golden Tile накануне российского вторжения планировал расширить свое присутствие в западном регионе страны, говорит глава правления компании Дмитрий Салимонов.
Golden Tile планировала построить завод в Хмельницкой области за €50 млн и открыть новый офис во Львове. Ограничились программой минимум — в декабре 2022-го открыли офис и шоурум на территории логистического комплекса PORT. Это поможет нарастить продажи в западном регионе и упростить экспорт, говорит Салимонов. «После российского вторжения деловая активность перекинулась на запад страны», — говорит он.
Golden Tile экспортирует 50% продукции, или 8 млн кв. м плитки, в год. Главные рынки: Европа, Ближний Восток, Северная Америка. Компания инвестировала в логистический комплекс PORT еще летом 2021 года. «Тогда на строительной площадке было забито всего несколько свай», — говорит Салимонов. Сумму инвестиций он не раскрывает. Инвестиционная стоимость PORT — 1,3 млрд грн, период окупаемости до восьми лет, по оценке девелопера проекта компании Alterra Group.
"На этапе строительства квадратный метр в PORT стоил в четыре раза дешевле, чем в Кракове", — говорит на условиях анонимности менеджер одной из компаний, которая приобрела помещение в комплексе. Сейчас PORT предлагает 1 кв. м в аренду за $7, продажа — $780.
Как Львов становится логистическим центром
К началу марта логистический комплекс PORT насчитывает 52 резидента, среди которых Acana, Элит Зоо, Golden Tile, Omega, Takelag, Ruvitex. Общая площадь комплекса — 48 000 кв. м, что сопоставимо с площадью семи футбольных полей. "Свободных мест почти нет, — говорит Дмитрий Ковальчук, основатель Alterra Group. — 95% площадей либо проданы, либо сданы в аренду«.
PORT делает ставку на малый и средний бизнес. Они предлагают в аренду площади от 350 кв. м, а остальные — от 2500 кв. м, говорит генеральный директор консалтинговой компании Watermelon Development Федор Арбузов. «Поэтому небольшие компании были вынуждены снимать подвалы, гаражи или старые некачественные склады», — добавляет он.
Спрос на складские помещения во Львове будет длиться не один год, говорит Ковальчук из Alterra Group. В планах компании строительство рядом еще одного логистического центра — Port 2.0 на около 30 000 кв. м.
Еще один похожий комплекс — индустриальный парк Sparrow Park Lviv — запустился во Львове в ноябре 2022 года. Стоимость комплекса — 1,9 млрд грн. Пока работает только первая очередь площадью 15 000 кв. м.
В ноябре 2023 года компания планирует запустить вторую очередь тоже на 15 000 кв. м, говорит коммерческий директор девелопера Sparrow Capital Тарас Ястремский. «В течение следующих пяти лет планируем строить до 20 000 кв. м складской недвижимости в год», — говорит он.
Осенью 2023 года запланировано открытие первой очереди третьего похожего комплекса — М10 Lviv Industrial Park, соинвесторами которого являются Dragon Capital и ЕБРР. Стоимость проекта — $70 млн. Первая очередь — 14 400 кв. м.
Благодаря этим трем проектам рынок качественной логистической недвижимости Львова увеличится почти на 80 000 кв. м, или на 25%, до 380 000 кв. м, считает Арбузов из консалтинговой компании Watermelon Development.
Однако даже такие темпы не способны удовлетворить все потребности бизнеса. «Непокрытый спрос оценивается минимум в 20 000 кв. м», — говорит Арбузов. Среди причин: изменение цепей снабжения, уничтожение российскими военными существующих складов, релокация компаний из зоны боевых действий. В 2022-м во Львовскую область переехали 230 предприятий, из которых почти 80 — во Львов, по данным Львовской ОГА.
Планирует ли кто-либо потеснить эту тройку на рынке Львова? Взгляд новых инвесторов уже направлен на пограничные участки и участки вдоль железной дороги, говорит руководитель отдела привлечения инвестиций Львовской ОГА Орест Фильц.
Сейчас европути заходят во Львовскую область из Польши в трех местах: Рава-Русская, Мостиска, Нижанковичи — Хырев. Продолжение европути вглубь области будет стимулировать бизнес построить новые логистические центры, говорит Фильц из Львовской ОГА. «Наша компания заинтересована в подобных комплексах, однако пока мы их не видим», — говорит Дмитрий Салимонов из Golden Tile.