All Retail
Игорь Ланда, руководитель сети NOVUS
Опубликовано

Игорь Ланда: "Мы ломаем стереотип о том, что если в магазине чисто и красиво - значит там дорого"

В Украине работает более 100 продуктовых торговых операторов, которые в той или иной степени можно назвать сетевыми. При этом вопрос позиционирования для многих из них не играет никакой роли. В этой среде пытается выделиться сеть магазинов NOVUS, генеральный директор которой Игорь Ланда любезно ответил на вопросы портала All Retail.

- Здравствуйте, Игорь. Какие факторы способствовали тому, что собственники компании решили инвестировать именно в розничный бизнес Украины, а не другого региона?

- Владельцы компании «НОВУС Украина» более 15 лет ведут бизнес на территории нашей страны. Розничный бизнес в Украине интересен, прежде всего, высокой емкостью этого сегмента, при этом на сегодняшний день Украина находится на одном из последних мест в Европе по количеству торговых площадей.

Поэтому неслучайно нами была выбрана ниша «качественного» продуктового ритейла. В Украине присутствуют практически все форматы современной торговли, но при этом, большинство ритейлеров конкурирует между собой в ценовом поле. NOVUS пошел по другому пути: мы предлагаем гарантированное качество товаров и европейский комфорт за те же деньги. Мы ломаем распространенную мысль о том, что если в магазине чисто и красиво - значит там дорого. Наши магазины красивы, комфортны, оснащены высокотехнологичным оборудованием, мощным кондиционированием, большими парковками и предлагают много категорий товаров.

- Рассматривают ли собственники торговой сети NOVUS возможность выхода на рынки других стран?

- Стратегическим планом развития Компании до 2017 года предусмотрено развитие только на территории Украины.

- NOVUS – это сеть, развивающаяся с помощью иностранных инвестиций. В то же время, Вы присутствуете исключительно в Украине. Как в таком случае именовать NOVUS – это все-таки международный или отечественный ритейлер?

- NOVUS – это украинская торговая сеть, которая работает для украинского потребителя. Другое дело, что мы используем европейскую модель ритейла. В этой модели на первом месте находится Покупатель.  Именно на удовлетворение его ожиданий в качестве товаров, их свежести и полезности, удобстве покупок, направлена бизнес-модель супермаркетов NOVUS.

В Украине мы только начинаем приходить к тому, что свежие товары, выдержанные нормы хранения, профессиональное обслуживание и удобство магазина – это норма для торговли. В этом отношении NOVUS ориентируется на Европу. Мы изначально относимся к потребностям украинских покупателей, как требовательных европейцев. Поэтому строим магазины по европейским стандартам: внедряем процессы и технологии, актуальные для западных  продуктовых сетей.  Направление торговли в Компании развивают профессионалы, которые имеют опыт построения успешных иностранных сетей.

- После начала финансового кризиса два ведущих продовольственных оператора страны («АТБ» и Fozzy Group) постоянно наращивали отрыв от своих конкурентов по размеру выручки и по числу торговых точек. Как Вы считаете, их гегемония - это уже необратимый процесс или в перспективе их может потеснить кто-то другой?

- Я хорошо знаком с собственниками обеих компаний, их развитие и становление происходило на моих глазах.

Выходя на рынок продуктовой розницы, мы понимали, что NOVUS не будет лидером рынка по числу торговых точек просто потому, что исторический отрыв от «старожилов» рынка уже слишком большой. Наша стратегия – быть лучшими в глазах потребителей. Для этого мы оборудуем магазины  по последнему слову техники, уделяем большое внимание ассортименту: развиваем собственный импорт и производство, выдерживаем цены на уровне среднерыночных, используем прогрессивную систему лояльности и т.д.

Последние исследования показали, что мы успешно двигаемся к своей цели. В рамках исследования компании Nielsen покупатели, которые посетили NOVUS, поставили ему наивысший балл «10» индекса оценки потребительской удовлетворенности. По тем же исследованиям покупатели относятся к NOVUS не просто как к самому дешевому или первому попавшемуся магазину, а как к супермаркету, в который они готовы специально добираться за покупками.

Супермаркет NOVUS на Броварском проспекте в Киеве

- Ваша компания – один из немногих ритейлеров страны, который может  себе позволить сегодня покупку крупных земельных участков с последующим возведением на них супер- и гипермаркетов. Насколько сложно сейчас решать «земельный» вопрос в розничном бизнесе?

- На сегодняшний день мы не покупаем земельные участки. В активе Компании уже есть земля, на которой мы строим свои магазины.

- По каким параметрам вы выбираете место, где будет расположен будущий магазин NOVUS? Какие методы Вы используете для поиска потенциально привлекательных объектов недвижимости?

- Перед принятием решения об открытии магазина, потенциальные локации проходят тщательный анализ. Наши аналитики готовят экономическое обоснование проекта: изучают емкость района, присутствие конкурентов, потенциал развития объекта и возможные риски. Результатом такого анализа является финансовая модель, которая демонстрирует прогнозный оборот и возврат инвестиций. 

- Окончательное «добро» на открытие нового магазина NOVUS дают собственники компании или это исключительно Ваша прерогатива?

- Мы очень взвешено подходим к открытию каждого нового магазина NOVUS. При этом окончательное решение принимается коллегиально правлением компании: собственником, мной, директором по развитию, финансовым директором и финансовым контролером холдинга.

- Насколько NOVUS готов сегодня рассматривать предложения по поглощению других конкурентов в Украине?

- На данный момент в наши планы не входит расширение сети путем поглощений. Дело в том, что  «НОВУС Украина» предъявляет очень высокие требования к соблюдению стандартов торговли - как в магазиностроении, технологическом оснащении, так и в бизнес-процессах.  Именно поэтому мы предпочитаем строит свои магазины «с нуля», соблюдая европейские нормы от заложения фундамента магазина до выкладки товара на полках. 

Гипермаркет NOVUS на проспекте Бажана в Киеве

- В портфолио Вашей торговой сети имеются преимущественно супер- и гипермаркеты. Мелкие форматы для Вас неинтересны?

- NOVUS представлен в формате «магазина у дома» в некоторых регионах. Мы планируем и далее развивать этот формат. Ближайшие открытия планируются уже до конца текущего года.

- На сегодняшний день сеть NOVUS присутствует в Южной, Центральной и Западной Украине, а также в Киеве. Какие регионы будут приоритетными для Вашей экспансии в ближайшей перспективе?

- Мы планируем развивать свою сеть в Киеве и Севастополе. Именно эти города определены нами, как стратегическая география расширения NOVUS.

- По данным наших исследований, сегодня Киев является одним из самых насыщенных городов Украины (среди других мегаполисов страны) на современные продуктовые площадки. В то же время, крупные ритейлеры (в том числе и NOVUS) продолжают акцентироваться на развитии именно в столице. Где находится критическая грань инвестиционной привлекательности Киева?

- Действительно, рынок продуктовой розницы столицы имеет более высокую насыщенность, чем другие регионы Украины. При этом доля Киева составляет почти 20% в общем розничном товарообороте Украины. Однако, по сравнению с нашими  ближайшими  европейскими соседями, Киеву еще есть куда «расти» в количестве торговых площадей (как и стране в целом). То есть, емкость розничного рынка столицы далека от насыщения, а  макроэкономические показатели развития региона – самые высокие в Украине. Эти два фактора делают Киев очень привлекательным для многих ритейлеров. И о «критической грани» на сегодняшний день говорить рано.

- Игорь, чего Вы лично хотите достичь, работая в сети магазинов NOVUS?

- Лично я уже добился многого: у меня есть 2 внука и взрослые дети. Вместе с собственниками сети NOVUS я работаю уже 16-й год. У нас были взлёты и падения, расставания и споры, но я всегда уважал их за порядочность, открытость и огромную работоспособность. Сегодня у нас существует договорённость о сотрудничестве до 2017 года. Мне бы хотелось, что бы за это время NOVUS стал именно той сетью, о которой мы говорим - европейской, чистой, свежей. Лучшей сетью для украинских покупателей. И тогда я буду понимать, что мой личный план выполнен, подготовлю себе замену и уйду на отдых. Но сейчас для меня и Компании идет период активной  работы, интересных задач и амбициозных планов. Мы каждый день работаем над тем, что бы сделать NOVUS лучшим.

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или