All Retail
Игорь Хижняк
Опубликовано

Гендиректор COMFY: "Обновление наших магазинов увеличило их выручку на 20%"

Эксклюзивное интервью генерального директора ООО "Комфи Трейд" (Днепропетровск) Игоря Хижняка информационному агентству "Интерфакс. Украина"

— Вы перешли на новую должность с поста операционного директора. Почему именно на этом этапе компания решила сменить гендиректора?

— Я работаю в COMFY с 2007 года, последние полгода занимал должность заместителя гендиректора компании. Официальное назначение – это логичное завершение ранее запланированных мер по укреплению команды и компании в целом. Геннадий Вербиленко (генеральный директор Comfy с октября 2005 по декабрь 2016) продолжит работу в компании в качестве председателя наблюдательного совета, где он возглавит направление стратегического планирования.

— Последуют ли за этим назначением другие кадровые решения?

— Да, в компании еще несколько значимых назначений. Позицию операционного директора займет Наталия Кутузова, которая работала на должности директора по розничным продажам, а начинала карьеру в Comfy в качестве директора магазина. Коммерческим директором назначен Иван Павлик, который работал в коммерческом департаменте Comfy с 2006-го года, и после небольшого перерыва, отработав контракт за рубежом, – вернулся в компанию на должность коммерческого директора. Команда укрепится и внешне привлеченным специалистом - директором по логистике станет новый для Comfy человек Олег Трембицкий, который ранее занимал должность директора по логистике в компании Adidas.

— Переходя к итогам работы Comfy в 2016 году, какая у вас динамика выручки и доли на рынке бытовой техники и электроники?

— Могу однозначно сказать, что 2016 год был для нас успешным – мы увеличили выручку на 32% по сравнению с 2015 годом. В первую очередь это стало возможным благодаря масштабному проекту по реформатированию сети. Покупатели позитивно оценили наши обновленные магазины – реформатированный магазин стал работать эффективнее и в среднем генерировать на 20% больше выручки. Примерно на 15% выросла наша рыночная доля, но это условная цифра. Дело в том, что мы все еще работаем на непрозрачном и плохо регулируемом рынке, поэтому реальную емкость рынка никто не может измерить.

— Как за минувший год изменились каналы продаж, растет ли доля интернет-торговли в общем обороте?

— Если говорить о рынке в целом, то доля интернет-продаж техники и электроники в 2016 году практически не изменилась и составляет около 25%. Хотя некоторые специалисты прогнозировали значительное увеличение доли интернет-продаж. Этого не произошло, как мне кажется, по причине активности традиционных ритейлеров и желания потребителя реально получить удовольствие от покупки – посмотреть, протестировать, потрогать товар руками.

— Какая доля онлайн продаж в Comfy? Ожидается ли в 2017 году увеличение доли интернет продаж в общем обороте?

— "Чистая" доля интернет-канала продаж Comfy составляет около 10% и она тоже по отношению к 2015 году практически не изменилась. В целом же доля интернет-продаж внутри оборота компании растет. Мы не фокусируемся на росте интернет-продаж через сайт. Мы работаем в сегменте мультиканальных продаж. Нам иногда тяжело понять, к какому каналу отнести ту или иную транзакцию. Например, человек со смартфона выбрал товар в нашем интернет магазине, а потом заехал забрать его в оффлайн магазин. Это онлайн или оффлайн продажа? Это и есть пример мультиканальных продаж.

— Каковы показатели рентабельности, удалось ли компании выйти на прибыль по итогам года?

— Да, в 2016 году мы выполнили бюджет компании и закрыли год с запланированными показателями прибыли.

— Наращивала ли компания площади своих розничных магазинов или сокращала их?

— В 2016 году мы открыли девять новых магазинов. Сейчас сеть Comfy объединяет 76 магазинов общей торговой площадью около 55 тыс. кв. м.

— В целом как вы оцениваете итоги работы рынка в 2016 году, как показал себя период предновогодних продаж: оправдал или разочаровал?

— Оправдал, хотя до самого последнего момента мы были в напряжении и работали на пределе своих возможностей. Мы сделали ставку на новый формат, за который проголосовал потребитель и которым вдохновилась команда. И это сработало. Как я говорил, в среднем выручка магазина нового формата на 20% выше, чем у магазина старого формата.

— Можно ли говорить о начале восстановления рынка? Если да, то какие основные факторы на это влияют?

— Нет, к сожалению, о восстановлении рынка мы пока только мечтаем. Рынок немного растет в деньгах (прирост 15% к 2015 году), в первую очередь за счет роста инфляции. Активно растут некоторые инновационные категории в сегменте персональных гаджетов, смартфоны, электротранспорт. Но рынок в штуках во многих традиционных категориях, таких как стиральные машины, холодильники, телевизоры, не восстановился. Разница по сравнению докризисными объемами остается большой. Например, телевизоры продаются в штуках в два раза меньше докризисного периода.

— Какие основные изменения в структуре рынка произошли за минувший год? В частности, в разрезе каналов продаж, перераспределения покупателей между ценовыми сегментами, появления новых хитов?

— Глобальные изменения в структуре рынка в 2016 году не произошли. Выросли продажи смартфонов на 16%, в основном за счет мобильных телефонов. Упали продажи планшетов. Доля таких крупных категорий как телевизоры, ноутбуки, стиральные машины и холодильники не изменилась в структуре продаж. В ценовых сегментах наблюдалось перераспределение, часть покупателей из среднего сегмента перешла в низкий, что связано с ростом цен. В разрезе новинок можно говорить о трендовых направлениях и росте спроса на такие категории как смарт-часы, гироборды, дроны, мобильные батареи.

— Какие планы Comfy на 2017 год, в частности, по наращиванию выручки и доли на рынке?

— На 2017 год мы ставим перед собой амбициозную цель – увеличить показатели выручки не менее чем на 30% по сравнению с 2016 годом и пропорционально укрепить свою долю на рынке.

— Планирует ли компания увеличивать количество своих магазинов?

— У нас есть план по экспансии на рынке по всей территории Украины. В 2017 году мы планируем открыть не меньше 10 новых магазинов. Сейчас мы завершает реформатирование сети - на сегодняшний день реформатировано 2/3 магазинов, за первое полугодие планируем закончить процесс реформата. Мы тестируем наиболее успешные форматы для каждого города и наиболее востребованные будем повторять.

— Какие у вас планы в отношении рентабельности и привлечения кредитов/инвестиций? Если есть в этом необходимость?

— Наша компания всегда была очень сдержанной в плане привлечения кредитных средств. На сегодняшний день этот вопрос для нас не актуален. Мы предпочитаем развитие за счет собственных средств.

— Как влияет ситуация на банковском и финансовом рынках на рынок электроники, в частности, последние решения по ПриватБанку и Платинум Банку?

— С Платинум Банком никогда не работали. В ситуации с национализацией ПриватБанка мы отделались легким волнением, потому что в течение дня-двух существовала проблема связи с терминалами, но вскоре она была решена и больше мы не заметили каких-либо затруднений. Сейчас все продукты и сервисы работают без изменений. Наше основное сотрудничество с банками находится в разрезе потребительского кредитования, это важная и большая часть бизнеса, мы вместе с партнерами работаем над предложением лучших условий и сервисов для клиентов. Наши основные партнеры УкрСиббанк, ПУМБ, ОТПБанк, банк "Акцент". Также очень популярен продукт "Оплата Частинами" от ПриватБанка.

— Ожидаете ли вы восстановления потребительского кредитования в 2017 году?

— Думаю, не стоит ожидать восстановления до докризисного уровня. Тем не менее, мы намерены продолжать сотрудничество со всеми нашими банками партнерами и разрабатывать новые программы кредитования.

— Повлияло ли на вас ограничение НБУ на осуществление наличных расчетов до 50 тыс. грн?

— Мы до конца не понимаем степень влияния, так как ждем от НБУ разъяснения деталей по поводу этой нормы. Сейчас, покупая товары свыше 50 тыс. грн, люди часто рассчитываются карточкой, либо же покупают эти товары в кредит или в рассрочку. Все транзакции проходят через банковские учреждения.

— Что сдерживает развитие рынка: ограничения на валютном рынке - "серый"/"черный" импорт, другие виды недобросовестной конкуренции?

— В первую очередь на рынок влияет макроэкономическая ситуация и экономический кризис в стране и, конечно, "серый" и "черный" рынок, который по-прежнему присутствует.

— Его объем не уменьшается?

— Сейчас появилась надежда, что ситуация может измениться в 2017 году, но для этого нужна политическая воля. Вместе с бюджетом была принята поправка о кассовых аппаратах для частных предпринимателей. Сейчас главное, чтобы не было введено никаких каникул по их внедрению. Не секрет, что многие ритейлеры используют возможность работы через ФЛП, когда в одном магазине до десятка ФЛП без кассовых аппаратов. Главное, чтобы эта поправка заработала. В связи с этим у нас есть надежда, что ситуация с "серым"/"черным" импортом в 2017 году все-таки изменится.

— Будет ли компания расширять команду, набирать новый персонал?

— Сейчас в компании работает около 2 тыс. человек. Если говорить о штате розничных магазинов, то он на сегодняшний день оптимальный. Разве что мы набираем дополнительных сотрудников на период всплеска продаж. По мере роста сети и открытия новых магазинов персонал компании вырастет еще на 200-250 человек. Кроме того, мы планируем укрепить команду в функциях ИТ и логистики. В остальном я не вижу предпосылок к увеличению персонала.

— Произойдут ли изменения в отношениях с поставщиками и финансовыми партнерами?

— Никаких резких изменений не будет. Мы будем поддерживать тот курс, которому следует компания на протяжении последних нескольких лет.

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или