Сергей Бартощук, "Космо": В 2017 году мы не расширяли сеть
Сеть КОСМО стабильно входит в четверку крупнейших игроков украинского рынка drogerie. Компания, созданная в 1994 году, сейчас объединяет около 130 торговых точек в 27 городах, а ее сеть представлена в 12 областях Украины. Председатель наблюдательного совета КОСМО Сергей Бартощук в интервью RAU рассказал о результатах работы ритейлера в прошлом году, конкуренции на украинском рынке drogerie, перспективах онлайн-продаж и планах развития сети в 2018-м.
— Как развивалась сеть КОСМО в 2017 году, сколько новых магазинов открыли?
— В этом году мы не расширяли сеть, сфокусировавшись на эффективности бизнеса. Если посмотреть на развитие розничного сегмента вообще, то мы увидим, что экономическая ситуация в Украине напрямую влияет на потребительское поведение людей.
Поднятие тарифов и общее подорожание жизни привели к тому, что потребительский пессимизм стал если не доминирующим, то очень устойчивым.
Потребители пока не оптимистичны в своих тратах, потому что они видят риски для основных статей затрат бюджета — питание, оплаты коммунальных услуг и т.д. Все тратят очень экономно и это необходимо учитывать в работе. Поэтому сейчас мы изучаем потребителя, слушаем своего клиента, смотрим на его поведение и тщательно анализируем всю информацию.
— Прокомментируйте пожалуйста результаты работы компании в 2017 году, как выросли ваши продажи, какой была динамика бизнеса?
— Есть небольшой рост продаж, несмотря на то, что в отличие от своих конкурентов, мы не открывали новых точек. У конкурентов рост может быть больше за счет того, что новая точка — это всегда прирост в продажах. Вопрос лишь в том, будет ли достаточно этих продаж для того, чтобы магазин окупался.
— Сколько магазинов сейчас объединяет сеть КОСМО и в каких регионах?
— Включительно с аптеками сейчас у нас более 130 розничных торговых точек в 12 областях Украины. Сейчас фокусируемся на киевском рынке и Львове, остальные регионы у нас охвачены точечно.
— Насколько конкурентным сейчас является столичный рынок, есть еще куда расти?
— В Киеве рынок пока не полностью насыщен, но достаточно интенсивный. Торговых зон, в которые можно зайти и работать одному, уже практически нет.
Открытие магазинов чаще всего происходит в тех зонах, где уже есть кто-то из операторов рынка. Соответственно, в Киеве жесткая конкуренция, игрокам приходится делить выручку той или иной торговой зоны.
Поэтому эффективность открытия новых магазинов из наших наблюдений сейчас гораздо ниже, чем несколько лет назад. Период окупаемости растягивается на долгий срок, поэтому темпы прироста новых магазинов на рынке совсем не такие, какими были до войны.
— Однако некоторые ключевые игроки сегмента drogerie активно развиваются. Например — сеть EVA, которая в этом году открыла более 140 магазинов.
— Думаю, они выбрали стратегию дискаунтера и именно так позиционируются. Такая стратегия требует активного развития, ведь в ней трудно демонстрировать рост, если не открывать много новых торговых точек.
— Вы не планируете расширять сеть и в 2018 году?
— Могу сказать, что в 2018-м планируем новый проект. Будем запускать экспериментальный, пилотный магазин нового формата.
— Не поделитесь подробностями? На какую аудиторию будет ориентирован новый формат, планируются изменения в дизайне, или других аспектов?
— Этот формат будет ориентирован на потребителя и будет интересным. Новый дизайн не является целью, он является лишь функцией. В общем, могу сказать, что в новом формате будем делать другое предложение для потребителя — не только товарное, но и комплексное. Не хочу вдаваться в подробности, лучше подержу интригу.
— Новый формат будет касаться и аптечного бизнеса компании? Как вообще развивается этот рынок?
— Скорее всего, это не будет касаться аптек КОСМО. Аптечный бизнес в Украине достаточно зарегулирован. Некоторые считают, что аптеку открыть легко и это очень прибыльный бизнес, хотя на самом деле этот бизнес очень сложный с регулируемыми ценами и лицензионными требованиями. Также этот бизнес достаточно затратный, надо иметь специалистов, имеющих фармацевтическое образование, а они стоят дороже, чем продавцы без образования. К тому же рынок очень конкурентный — у нас в Украине работает около 12 000 розничных аптечных точек — это очень много.
— Собираетесь ли развивать направление e-commerce?
— Дело в том, что сейчас онлайн-продажи в нашем сегменте занимают очень низкий процент. В этом аспекте многое зависит от поведения потребителя, которого надо воспитывать и приучать к онлайн-покупкам. В то же время сейчас многих отпугивает стоимость логистики. Средний чек на товары нашего профиля не очень большой и если доставка стоит 30-40 грн и занимает около 20% в суммарной цене — это очень дорого. Думаю, это одна из главных причин, почему эта услуга пока не очень популярна.
Но сейчас поведение потребителя меняется, подрастает поколение миллениалов, которые ведут себя совсем иначе. Они меньше внимания уделяют экономии и больше — удобству покупки.
Мы понимаем это, поэтому также проводили эксперименты с онлайн-продажами, сотрудничая с сервисом Zakaz.ua. Не открывали собственную платформу, потому что это достаточно серьезные инвестиции при том, что онлайн демонстрирует очень низкий процент в продажах. На Zakaz.ua продавали около полугода, но потом решили прекратить сотрудничество. Этот канал не дает необходимого прироста продаж, ведь совсем небольшой процент людей покупает товары нашего сегмента онлайн.
— Однако в этом году ваши основные конкуренты ускорили движение в e-commerce. В частности, собственные интернет-магазины уже работают в EVA и Watsons.
— Прекрасно, но при этом нужно спросить насколько хорошие экономические результаты этого шага. Я не думаю, что их клиенты отличаются от наших. Мы же провели эксперимент и увидели, что вкладываться в развитие полноценного онлайн-канала пока рано, так как на то нет экономических предпосылок.