Николай Палиенко, EVO: Что ждет украинский e-commerce в кризис
Николай Палиенко, один из основателей компании EVO, в интервью для EVO.Business рассказал, что думает об эпидемии коронавируса, как она скажется на украинском ecommerce, чего ожидать продавцам на Prom.ua и дал советы предпринимателям на время кризиса.
— В Китае говорят, что уже победили эпидемию. Что позволило стране быстро справиться с ситуацией?
Возможности Китая сильно превышают возможности других стран, поэтому там быстро сдержали распространение инфекции и уже почти победили ее. Сложности были только из-за высокой плотности населения.
Но таких технологических возможностей отслеживать людей и ограничивать их передвижение нет ни в одной стране мира.
Например, китайцы раздали всем медицинские паспорта и наблюдали за показателями — если повышенная температура, нельзя было выходить из дома.
— Как изменился ecommerce в Китае?
Общий объем продаж онлайн и офлайн сократился в Китае за январь и февраль 2020 года на 20,5%.
При этом проникновение ecommerce росло за счет продуктов питания, а одежда сократилась на 18%, электроника — на 30%.
Общий спад ритейла зацепил и онлайн. Поэтому надеяться на большой рост всего онлайна из-за закрытия офлайна не стоит.
— В США и Европе не смогут так быстро побороть вирус?
В любом случае распространение замедлится, но непонятно, получится ли его полностью остановить в тех странах, где карантинные меры соблюдаются не так жестко.
Проблема в другом. Сейчас все борются с эпидемией, но если это скоро не закончится, часть людей потеряют работу и доход. То есть за карантином придут экономические проблемы.
Кризис 2014 года был только у нас, в мире все было хорошо. Поэтому мы быстро из него вышли. Сейчас же речь идет о большей части мира — выйти из него будет не так легко.
— Что ждет украинский ecommerce во время кризиса?
Текущие карантинные меры позволяют электронной коммерции существовать. Во время этого кризиса люди начнут больше покупать онлайн — на Prom.ua уже сейчас немного увеличилось количество заказов.
Выросли категории, связанные с гигиеной и товарами для досуга. Немного просели товары, покупку которых можно отложить.
Но сейчас переломный момент, люди приспосабливаются к новому образу жизни — многие перешли на удаленную работу, в Киеве не работает метро. Через несколько недель потребление поменяется и популярными будут другие категории.
Очевидно, что если закрыли огромное количество офлайн-магазинов, люди пойдут покупать в онлайн.
Непонятно только, что будет с покупательской способностью населения. Перейдут ли люди на режим экономии и покупку только самого необходимого.
Мы наблюдаем за ситуацией. В Китае ecommerce в целом не просел. В Италии у маркетплейсов и интернет-магазинов тот же трафик, что и до кризиса. В США Amazon объявил, что набирает новых сотрудников.
Скорее всего, ecommerce замедлится, но не так сильно, как остальной ритейл.
— Как Prom.ua борется со спекулянтами, которые продают маски и антисептики по завышенным ценам?
Сначала следили за тем, чтобы не было мошенничества и продавцы выполняли свои обещания.
Потом начали бороться со спекулянтами. Например, в категории медицинских масок продают только те компании, которые занимались ими и до кризиса — поставщики и специализированные компании. Не пустили новых продавцов, пытавшихся зайти, чтобы реализовывать по завышенным ценам.
— Что будет с бесплатной доставкой на Prom.ua?
Работаем с Justin, ведем переговоры с другими логистами. Будем продолжать.
— Что вообще ждет логистику в ближайшее время?
Если сценарий будет средне пессимистичный, доставка даже вырастет в объемах.
Точно вырастет доставка до двери. Но ее сложно быстро масштабировать — многим продуктовым сетям сейчас не хватает курьеров.
Возможно, за кризис люди привыкнут покупать так, и после него это остается в привычке.
— Как дела у других проектов EVO?
Немного упал интерес к одежде и к услугами домашних мастеров. Но не критично. Реальную картину увидим через несколько недель, сейчас на рынке шоковое состояние.
Думаю, после кризиса все вернется на свои места.
— В EVO больше 1 000 сотрудников. Удалось ли перейти на удаленную работу?
Массово перешли на удаленную работу с понедельника, до этого дистанционно работали только сотрудники, которые вернулись из-за границы.
Сейчас уже 95% людей работают дома. Все процессы настроены, все работает в штатном режиме.
Работать удаленно сложнее, чем в офисе — нужно себя дисциплинировать. Но сотрудники все понимают. Пока никаких просадок в эффективности нет.
Для покупателей и продавцов с точки зрения сервиса ничего не поменялось, сохраним тот же уровень сервиса.
— Prom.ua появился в 2008 году в разгар кризиса, потом был кризис в 2014 году, сейчас в 2020 году очередной кризис. Как предпринимателям пережить это время?
Во время кризиса самое важное — адаптироваться под текущую ситуацию. Мы, начиная в кризис 2008 года, позволили бизнесу присутствовать в интернете дешевле и удобнее, чем это было раньше.
Нужно искать возможности остаться на плаву, а не сдаваться. Электронная коммерция — один из самых быстрорастущих сегментов в Украине. Здесь эти возможности будет находить проще, чем в других нишах.