Глава JYSK в Украине: «Мы очень ожидаем выхода IKEA в нашу страну»
- Фото:
- пресс-служба JYSK
На украинском ринке сеть JYSK работает более 15 лет, предлагая своим покупателям мебель в скандинавском стиле, а также различные варианты обустройства уюта в доме - от осветления до декоративных элементов интерьера. Многие годы работая в очень стойкой позиции, компания продолжает набирать обороты в нашей стране. Как украинскому филиалу JYSK удается успешно конкурировать на отечественном рынке, мы спросили у исполнительного директора компании Евгения Иваницы
- В прошлом году украинская сеть датского бренда JYSK отпраздновала свой юбилей - 15 лет с открытия первого магазина. Изменились ли Ваши подходы в работе в нашей стране за этот период?
- За 15 лет компания JYSK прошла через различные этапы в своем развитии – от незнакомого для покупателей франчайзингового магазина, где ценники вырезались ножницами, онлайн-продажи отсутствовали, а концепты политики служили перечнем необязательных советов, к национальной сети с более чем 60 магазинами. Мы динамично развиваемся и пользуемся вниманием у потребителей, которые полюбили JYSK, который стал частью их жизни. Поэтому, с этой точки зрения – да, очень сильные, поразительные изменения.
В то же время, в компании работает много тех самых людей, которые работали 15 лет назад. Именно они гарантируют, что компания, модернизируясь, сохраняет те же ценности, где потребитель и уважение к нему - прежде всего. А еще ценятся и пропагандируются искреннее желание помочь, позитив, креативность, инициативность, командный дух и амбициозность.
- Сильно ли отличается концепт украинского JYSK от его датского «прародителя»?
- Сеть JYSK развивает три концепта магазинов:
• классический - с торговой площадью магазина ориентировочно 1000 кв.м;
• JYSK City – формат поменьше, ориентировочно 400 кв.м;
• JYSK XL, где площадь магазина составляет 1700-1900 кв.м.
Классический концепт является наиболее широко распространенным в более чем 50 странах мира, где присутствует сеть. Магазины JYSK во всех странах, в своей базе, имеют одинаковый размер, подобную форму, идентичный ассортимент товаров и торговое оборудование. Кроме того, здесь единые концепты и политика, сервис и отношение к покупателям. То есть, потребитель должен чувствовать себя столь же комфортно в магазине в Норвегии и в Украине.
Конечно, существуют определенные различия в уровне страны, связанные с культурными, законодательными или историческими особенностями. То есть, если в Украине и Норвегии стандартные размеры подушек будут 50х70, то в Германии или в Дании – это совсем другие стандарты. Если в Украине большим спросом у потребителей пользуются матрасы с высоким уровнем поддержки и ортопедичности, то в Дании более привычными будут БОКС-матрасы с высоким уровнем комфортности и анатомичности. В целом, мы говорим об идентичности магазинов и концепций на 85-90%.
- Датское руководство JYSK не высказывает озабоченности, что наш рынок перманентно страдает под влиянием внутриукраинских или глобальных кризисов?
- Если мы говорим о последнем кризисе – пандемии короновируса, то это мировая проблема, а не только лишь Украины. Да, глубина кризиса в каждой конкретной стране разная. В Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии, Нидерландах магазины JYSK, как и объекты других ритейлеров, не закрывались вообще. А в Украине - так же как в Италии или Испании, Австрии или Германии - все магазины JYSK на начало мая все еще закрыты.
Уникальность Украины в том, что одним ритейлерам разрешено работать, а другим – нет. Почему в «Эпицентре» наблюдаются толпы людей без какого-либо ограничения или соблюдение расстояния между покупателями, а другие бизнесы закрыты? Этого объяснить моим коллегам из Дании я, как кантри менеджер, не могу. Такая практика точно отсутствует на других рынках, где присутствует JYSK.
Также мои коллеги из других стран сообщали о типичной практике поддержки сети и частичную компенсацию государством расходов на оплату труда работников. В Украине же, пока, ни о какой государственной поддержке JYSK или другого подобного бизнеса в ситуации, когда все работники находятся в оплачиваемом простое, говорить не приходится.
Иными словами, существует большой потенциал для установления равных условий для всех операторов рынка ритейла, обеспечения прозрачности и незаангажированности со стороны государственных органов. В то же время, мы в JYSK надеемся на положительный ответ со стороны правительства на наш запрос о возможности открыть пункты выдачи онлайн-заказов потребителей в магазинах JYSK.
- Поменялись ли планы компании на текущий год в связи с введенным карантином в стране? В какую сторону?
- В компании было забюджетирован прирост продаж по сравнительных магазинах в 2020 финансовом году на уровне 120%. За первое полугодие финансового года (сентябрь 2019 – февраль 2020 гг.) эти цели были достигнуты. А дальше магазины были закрыты на карантин и понятно, что достичь плановых показателей за четыре оставшихся до конца финансового года месяца будет чрезвычайно трудно.
В планах развития на 2020 также было открытие 12 магазинов. Мы все еще надеемся воплотить эти намерения в жизнь. С начала финансового года было открыто четыре магазина JYSK и два перестроено. Сразу после завершения карантина мы планируем открыть двери магазинов, которые уже готовы принимать покупателей. А именно:
• ТЦ NOVUS, г. Киев, ул. Лобановского;
• ЦУМ, г. Павлоград;
• ТЦ Фуршет, г. Полтава;
• ТЦ Сити, г. Умань.
Сейчас идут подготовительные работы по открытию:
• 3-го магазина JYSK в Виннице, ТЦ Мегамолл;
• в Крюковщине, под Киевом, ТЦ Наше Небо;
• в Днепре - обновленный и расширенный третий магазин JYSK, ТЦ Аполло;
• в Киеве, ТЦ Retroville.
Как вы видите, JYSK последовательно приближает свои магазины к потребителю для того, чтобы гарантировать более удобные условия сервиса.
- А по каким критериям вы выбираете площадки под Ваш магазин? Как вы оцениваете перспективность и емкость украинского рынка Вашего сегмента товаров?
- Вопрос критериев выбора площадей под открытие новых магазинов JYSK очень важный, комплексный и, пожалуй, заслуживает отдельного интервью. Если же коротко, то это емкость рынка, платежеспособность населения, удаленность от имеющихся магазинов JYSK, удобство для потребителей в подъезде и парковке, логистика, складские площади, возможность организации эффективной и продуктивной работы сотрудников, стоимость аренды, продолжительность договора аренды, отношения с арендодателем (а именно, наличие доверия у партнеров друг к другу) и т.д.
JYSK объявлял планы по открытию 150 магазинов в Украине. Эти планы остаются в силе и емкость рынка не пересматривалась - в независимости от уровня текущей турбулентности экономики за окном.
- В период сложной эпидемиологической ситуации большинство компаний полностью перешли на онлайн-торговлю. Насколько увеличилась нагрузка на онлайн-площадку сети JYSK?
- Хороший вопрос. Апрель был очень интересным месяцем. Онлайн-продажи в пиковые недели росли более чем в десять раз. Штат отдела обслуживания был увеличен более чем вдвое для того, чтобы сбалансировать уровень нагрузки и быть способными обрабатывать количество обращений, которые лавинообразно росли и до сих пор держатся на уровне Черной Пятницы.
Такой единовременный рост заказов в большинстве стран стал большим испытанием для наших распределительных центров в Европе. Для сокращения сроков доставки были внесены изменения в схему онлайн-заказов, а именно, посредством внедрения сервиса «Закажи и получи» была налажена быстрая доставка в течение трех дней остатков из имеющихся магазинов. Одновременно это позволило уменьшить нагрузку на распределительные центры.
В целом мы прогнозируем, что в апреле показатели продаж составят лишь 40% от прошлогодних результатов и все это благодаря онлайн-заказам и сервису «Закажи и получи». Учитывая то, что раньше доля онлайн-продаж составляла лишь 12%, такой существенный рост частично компенсировал потери из-за закрытия физических магазинов.
- Какие ассортиментные позиции/категории JYSK являются флагманскими в Украине? Есть ли какие-то отличия в предпочтениях покупателей по регионам? Можете ли Вы сделать сравнение докарантинного и сегодняшнего периодов?
- Чтобы делать какие-то далекоидущие выводы, нужно дождаться завершения периода (апрель). Общая тенденция – структура потребительских предпочтений кардинально не изменилась. Собственно, JYSK резко не менял ассортиментную структуру и поэтому было бы неверно ожидать каких-то кардинальных изменений.
Относительно ассортимента, в это время года традиционно спросом пользуются садовая мебель, батуты, качели, лаунж сети, наборы для пикников. Потребители уединяются на дачах, обустраивают уют на балконах. Именно поэтому и летний декор, и пледы, и шезлонги, и раскладные кресла – все это помогает сделать быт в карантине более комфортным. Именно это мы и видим в статистике продаж. Уровень акционных скидок дополнительно увеличен, чтобы гарантировать реализацию сезонного товара, запущены акции с дополнительными скидками для потребителей услуги «Закажи и получи». А для всех клиентов, которые покупают на суму от 5000 грн. с безналичной формой оплаты доставка товара осуществляется бесплатно.
- Как вы оцениваете конкурентную среду в стране? Стало ли сложнее конкурировать с DIY-ритейлерами в последние годы?
- JYSK не является DIY-магазином. Сравнивать эти два формата, по нашему мнению, не очень корректно. Размер, концепты, культура потребления, ассортимент, обещания покупателям, цены здесь разные. То, что различные ежегодные отраслевые конкурсы традиционно объединяют в один пул и форматы DIY-магазинов, и небольшие бутики декора, и JYSK – еще раз подчеркивает то, что рынок Украины недостаточно насыщен, чтобы его более детальное сегментирование имело смысл.
Мы также не видим никаких существенных признаков изменений в конкурентной среде на уровне страны за последний год. Такая низкая насыщенность рынка может быть объяснена низким покупательским спросом и, возможно, той же турбулентностью и непрозрачностью. Мы очень ожидаем выхода IKEA. Надеемся, что кризис не повлияет на их планы.
- Что поспособствовало развитию в Вашей сети концепта 3.0? Какое количество магазинов JYSK в стране работают в этом формате? Повлияло ли введение концепта 3.0 на повышение показателей компании?
- Да, уверен, что новый формат 3.0. потребители приняли хорошо. Как я уже отмечал, мы довольны результатами первого полугодия финансового года и запуск формата 3.0. был одним из положительных драйверов. Мы отмечаем высокий темп прироста выручки в этих магазинах после перестройки.
Ссылаясь к обратной связи потребителей, посетивших знакомый им магазин после перестройки, они не могли узнать ни магазин, ни ассортимент (который выглядел иначе, в более выигрышном свете). Клиенты отмечают, что экспозиция товаров стала более вдохновенной, потребителям стало легче и комфортнее принимать решения по подбору ассортимента, формировать единый дизайн их дома. Мы также фиксируем, как другие операторы рынка начинают перебирать практику концепта JYSK 3.0. и реализовывать в своих магазинах. Это хороший знак.
На данный момент уже работает 14 магазинов JYSK в формате 3.0. в Украине и их количество продолжает расти.
- Как реагирует украинский покупатель на философию хюгге в магазинах JYSK, интересуются ли украинцы этим стилем при выборе мебели или других товаров для дома?
- Хюгге сейчас в тренде. В Украине существует уже не одно хюгге-кафе или хюгге-отель. Если же мы говорим о философии JYSK, то элементы хюгге просматриваются во всех стилях дизайна и комплексных решениях, которые мы предлагаем покупателям.
Современный мир задает все более высокий темп жизни, а в Украине, пожалуй, более чем достаточно причин находиться в стрессе, поэтому потребность восстановиться, отдохнуть физически и психологически, расслабиться в домашних условиях превращается из прихоти избранных в потребность большинства. А когда уют и комфорт дома приносит не только психологическое восстановление, но и эстетическое удовольствие – потребитель выигрывает вдвойне. Я очень рад, что именно JYSK стоит у истоков массовой популяризации движения хюгге в Украине.
- Какие цели Вы ставите лично перед собой, работая в сети магазинов JYSK?
- Откровенно говоря, во время работы я не различаю свои цели и цели компании. Для меня это нормально, как и для многих и многих моих коллег. Цели компании определены в миссии и видении. Я действительно делаю все возможное и невозможное для того, чтобы компания JYSK была выбором №1 среди покупателей в Украине, была работодателем №1 в сфере ритейла в Украине, чтобы компания JYSK имела наиболее разветвленную сеть в Украине, чтобы компания была успешной и прибыльной. Чтобы работники JYSK были мотивированными, лояльными, заряженными и счастливыми. Наличие профессиональной команды единомышленников, которая гарантирует постоянный стабильный успех JYSK – вот моя главная задача.