Разработка маркетплейса — что важно знать?
- Фото:
- All Retail
В рамках развития закрытого комьюнити Marketplacers Роман Киригетов, основатель Kabanchik и Crafta, взял развернутое онлайн-интервью у Андрея Павленко, СЕО IT-платформы Scallium, команда которого разрабатывает маркетплейсы полного цикла (в частности, делали маркетплейс для Leroy Merlin Vostok).
Команда Scallium подготовила для All Retail основные вопросы и ответы данного интервью. Разговор касался в большей степени IT-разработки.
— Андрей, привет! Почему сейчас все говорят о развитии маркетплейсов? Неужели трансформация интернет-магазина в маркетплейс позволит решить все проблемы бизнеса?
— Скорее наоборот — маркетплейс создаст проблемы :) Нужно четко понимать, что маркетплейс — это бизнес-модель, которая кардинально отличается от классического e-commerce (вы не продаете товары не своего склада, а пускаете на свою витрину сторонних поставщиков). Чтобы ритейл запустил полноценный маркетплейс, необходимо менять все бизнес-процессы, начиная с оргструктуры. А иногда даже менять цели и вектор развития компании.
Мировой опыт показывает, что только путем создания маркетплейса ритейл может масштабироваться. Потому что:
- Модель позволяет быстро расширить ассортимент товаров или услуг (это важно особенно сейчас, когда жизненный цикл товаров невысокий — в электронике, к примеру, ассортимент может обновляться на 30% ежегодно);
- С помощью маркетплейса e-commerce может развить те категории, в которых у него нет экспертизы. Грубо говоря, мне не нужно разбираться в велосипедах, чтобы продавать их на своей площадке — я пускаю на свою витрину мерчанта, который в этом разбирается;
- Маркетплейс дает скачок невероятный скачок в трафике, так как у вас появляется огромное количество карточек товаров. Это важно для тех проектов, которые уперлись в трафиковый потолок.
— Какая роль IT-разработки в создании маркетплейса?
— Маркетплейс — это бизнес-модель, то есть операционка. IT — это техническое решение, которое позволяет выстроить операционку на платформе, которая находится в облаке. Теоретически можно нанять 5000 человек и сделать условный Amazon без IТ-платформы — просто расписать бизнес-процесс и каждому сотруднику делегировать какую-то конкретную работу, как винтику в системе. В принципе, будет то же самое.
Но IT-решение дает возможность снизить расходы.
— Как правильно распределить ресурсы между составляющими маркетплейса: IT, операционный блок, маркетинг?
— Классический треугольник, известный всем стартапам. Если под ресурсами мы понимаем усилия и финансы, то на каждом этапе это может быть по-разному. На старте, скорее всего, разработка. На этапе развития и масштабирования — естественно, маркетинг. Но и сервис важен, без этого никак.
Если мы оптимизируем бизнес, мы должны оптимизировать его в комплексе. Если уделять внимание чему-то одному, можно попасть в заблуждение под названием «локальная оптимизация». Она слабо коррелирует с общей оптимизацией. Мы ни к чему не придем.
- Если говорить о бэк-офисе маркетплейса, из чего он состоит?
- Все зависит от задач и потребностей. В идеальном случае, чтобы покрыть все бизнес-процессы маркетплейса, разработка должна включать в себя модули управления товаром (PIM), управление заказами (OMS), мерчант-портал, систему биллинга и модуль аналитики. Все должно интегрироваться с внешними системами: CRM, логистическими сервисами и пр.
Если очень схематично показать:
— Есть ли что-то, что важно учитывать при разработке интеграций?
- Важна архитектура, которая позволит интегрировать любые допсервисы. А что конкретно нужно интегрировать — зависит от бизнес-модели.
У больших компаний внутри находится «зоопарк технологий». Основная работа — связать все правильно.
— Расскажи внутреннюю кухню разработки маркетплейсов на примере Scallium: как построить команду разработки? Какой стек технологий нужен?
— Нет чего-то специфического. Если стоит задача самим разработать маркетплейс, то это стандартные IТ-команды от 3 до 9 человек. В классике 2 back-end, 2 front-end, 3 QA. Количество команд зависит от модулей, которые будут в маркетплейсе.
Важен не состав команды и не количество сотрудников, важно знание доменной области. В первую очередь, у Product Owner. Потому что сколько бы вы ни посадили ребят, продукт в итоге может быть нерабочим именно из-за недостаточных знаний в e-commerce.
Что касается языков программирования и прочих деталей, опять же, это второстепенное. У нас основная часть написана на PHP и Symphony. Здесь важнее то, что мы делаем ставку на адаптивность, так как в будущем планируем работать с интеграторами. Наша система задумывалась как легко расширяемый продукт на любом этапе разработки. Если через 4 года кто-то захочет добавить любую фичу на любом языке программирования, он сможет это сделать.
Сейчас в нашей команде до 70 разработчиков.
— На что стоит обратить внимание на стадии формирования техзадания для разработчиков?
- Техническое задание — это далеко не первый шаг в разработке маркетплейса. Ведь маркетплейс, напомню — инструмент, который решает конкретные задачи. Сначала нужно эти задачи сформулировать.
Найдите вашу бизнес-модель, распишите ее (это может занять 3-4 мес, а может и полгода). Может оказаться так, что этот бизнес-план нужно реализовывать не только разработкой. Какую-то часть можно решить операционно. А, возможно, вы увидите, что частично бизнес-модель покрывается самым дешевым решением на рынке, которое просто можно дополнить какими-то интеграциями. Этого может хватить для того, чтобы провести эксперимент и понять, подходит ли вам модель в принципе.
Исходя из этого, в самом техзадании я бы рекомендовал рассмотреть будущий маркетплейс в разрезе 3-х составляющих:
- Бизнес-процессы;
- IT-архитектура;
- Операционная модель. В будущем ее можно и даже нужно менять так часто, как того требует ситуация. Если через полгода вы захотите дать мерчантам возможность самим добавлять контент, то это должно легко настраиваться.
Моя идеология состоит в том, что маркетплейс с точки зрения разработки — это множество подсистем. Поэтому платформа должна быть быстрой, адаптивной, руководствоваться на знании рынка.
— Сколько стоит разработка маркетплейса? На примере Leroy Merlin, к примеру?
- Важно понимать, что наша работа в кейсе с Leroy Merlin состояла исключительно из разработки: лицензия, создание MVP и его доработка. Мы не консультировали. Ребята подошли очень ответственно — у них было больше 20 аналитиков, которые до нас расписали и детализировали все бизнес-процессы. И уже на основе этого родились требования к ІТ. То есть, у них уже все было готово, и тут появились мы с продуктом Scallium, который на 80% закрывал это техзадание. Это уникальный случай. Равносильно тому, что метеорит аккуратно попадет в выделенный для него кратер.
Разработка маркетплейса зависит от бизнес-процессов. Какие проблемы вы хотите решить, запустив маркетплейс? В зависимости от проблем, пишется и IT-решение.
— В завершение немного о планах. Есть информация, что вы планируете выпустить более бюджетное решение по подписке?
- Да. Мы работаем над SaaS решением. По сути, это та же платформа для создания собственного маркетплейса, но по подписке. Предполагаем, что релиз выйдет осенью.