All Retail
Опубликовано

«Четыре ТЦ не работают, из них три ТЦ частично разрушены», — генеральный директор Метро Украина рассказала о потерях и планах до 2030 года

Теги:
Метро Україна
Фото:
RAU

Война, продолжающаяся уже седьмой месяц, увеличивает риски для бизнеса. За это время руководству одной из крупнейших иностранных продовольственных сетей Метро Украина пришлось полностью менять логистику, выяснять отношения с центральным офисом и просматривать ассортимент. Как компания приспосабливается к переменам, в интервью рассказала генеральный директор Метро Украина Елена Вдовиченко.

Елена Вдовиченко, генеральный директор Метро Украина

Как работает Metro Cash&Carry?

Мы каждый день выходим на работу там, где есть такая возможность. В начале мая возобновили работу нашего ТЦ в Чернигове. В Харькове, Мариуполе и Николаеве, к сожалению, операционная деятельность не ведется. Часть остатков товаров из этих торговых центров была передана на нужды населения и военных. Остальные наши ТЦ в других городах продолжают работать.

Еще одна сложность и значительный риск — это постоянные, по несколько раз в день, воздушные тревоги, когда необходимо эвакуировать с ТЦ всех клиентов и команду, и закрыть непосредственно сам магазин, переправить всех в бомбоубежища. И не всегда мы сталкиваемся с пониманием людей, часто поступают жалобы от клиентов, но нам необходимо делать это всякий раз при каждой тревоге.

Сколько магазинов, распределительных центров пострадало из-за вторжения России в Украину? Какие убытки понесла компания?

Нет окончательной оценки потерь в денежном эквиваленте, поскольку из наших 26 торговых центров (23 больших формата и 3 малых) четыре ТЦ не работают, из них три ТЦ частично разрушены, и оценки повреждений еще не было.

Также частично поврежден склад, где хранилась свежая и замороженная продукция. Потери продаж мы сейчас не считаем. Самое главное — сохранить жизнь членов нашей команды. В городах, где идут бои, мы в тесном сотрудничестве с военно-гражданскими администрациями и даем им доступ к необходимым продуктам.

Украинское подразделение Metro обращалось в центральный офис компании в Дюссельдорфе с требованием закрыть бизнес в России. Его проигнорировали. Какие у вас сейчас отношения с центральным офисом?

Прежде всего, хочу отметить, что Метро Украина — это юридическое лицо, где работают исключительно украинские сотрудники. У нас 3500 отважных, преданных своему делу, сплоченных людей, работающих на украинского потребителя. У нас есть своя операционная модель на украинском рынке. Нам жаль, что мы здесь, в Украине, не влияем на решение группы.

К сожалению, сегодня головной офис решил продолжить свою деятельность на территории России, однако наша позиция, позиция Метро Украина осталась неизменной — мы выступаем против такого решения. Я не могу влиять на решение группы, но я могу сделать все возможное, чтобы защитить наших сотрудников и помочь нашим соотечественникам преодолеть эти драматические времена, внести свой вклад в приближение нашей победы. Мы обеспечиваем рабочие места, платим заработную плату всем сотрудникам, продолжаем платить налоги в полном объеме.

Нас поддерживают все коллеги из Metro за рубежом, оказывающие гуманитарную помощь и финансовую поддержку сотрудникам, вынужденно покинувшим Украину.

Отдельно главный офис компании в сотрудничестве с благотворительным фондом Всемирная Программа Продовольствия ООН (United Nations World Food Programme) помогает оказавшимся за рубежом украинцам с едой, размещением и трудоустройством. Всего на все меры поддержки Украине выделено 1 млн евро. Также создан специальный счет, на который каждый желающий может перечислить средства в поддержку Украины.

Metro предлагает множество специальных продуктов для сегмента HoReCa. Что происходит на ресторанном рынке сейчас? Как сильно просели продажи в ресторанах по сравнению с довоенным периодом? Растут ли они ежемесячно?

По состоянию на первый месяц военных действий, продажи по ресторанам упали в среднем на 86%, наибольший спад произошел в продажах европейской, азиатской, украинской кухни, кафе и кейтеринга по сравнению с довоенным периодом. Если учитывать продажи месяц до месяца, то с апреля ситуация улучшается. Если сравнить июль 2022 года с довоенным периодом, восстановление произошло на 68% в целом. Быстрее всего оно наблюдается в ресторанах европейской кухни (81%), пиццериях (97%), медленнее всего восстанавливаются кейтеринги (+42%) по сравнению с февралем 2022 года.

С началом военных действий ассортимент как локального, так и импортного производства претерпел изменения. Из-за разрушенных логистических путей часть производств оказалась в оккупации или была совсем уничтожена.

Если говорить о малом бизнесе, растет ли количество предпринимателей по сравнению с довоенным периодом?

По сравнению с предыдущим полугодием 2021 года темпы роста открытия новых ФЛП/ООО по стране в среднем сократились почти вдвое, при этом адаптация к войне происходит значительно быстрее, чем к пандемии Covid-19. По сравнению с аналогичным периодом 2020 года количество открытий больше в среднем на 30%.

Падение численности клиентов — представителей малого бизнеса в Метро — отражает общий рыночный тренд: так численность клиентов по стране меньше на треть за количество клиентов по довоенному периоду, однако наблюдается постоянное восстановление ежемесячно (+3%). Часть клиентов возобновляет свой бизнес после закрытия, часть перемещает и адаптирует его к новым реалиям. С начала войны наибольшее количество новых зарегистрированных клиентов в западном и Киевском регионах составляет 67% от всей регистрации.

В первые месяцы войны стремительно рос средний чек из-за панических закупок общества. В дальнейшем тренд сократился, как изменилось и поведение покупателей: они перешли от закупки практически всего впрок к более взвешенному подходу покупки только при необходимости и пытаются заплатить за тот же товар как можно меньше. Средний чек увеличился по сравнению с довоенным временем, однако рост обусловлен скорее удорожанием товаров, чем расширением потребительской корзины.

Как переформатировали работу в условиях военного времени? Три главных новшества?

В начале войны нам пришлось перейти от долгосрочного планирования и коммерческих инициатив к ежедневному управлению операционными процессами.

Мы отложили на время проекты капитальных инвестиций.

Еще раньше у нас был принцип эффективного управления основными процессами, а с началом войны мы упростили некоторые процедуры, ввели алгоритмы, позволяющие командам на местах максимально быстро принимать решения в пользу клиентов.

В начале полномасштабного вторжения поставки товаров перешли с национального на более региональный, даже локальный уровень, поскольку необходимо было быстро переориентироваться и найти возможность продолжения обеспечения украинцев необходимыми товарами.

Для диверсификации и эффективного распределения импортных товаров мы стали использовать магазин во Львове как распределительный центр для приема, хранения и распределения импорта.

И поскольку наш склад свежей продукции также оказался в оккупации — тот же магазин во Львове стал распределительным центром по приему и распределению свежей рыбы для всей страны. Чуть позже, в апреле, наш логистический оператор нашел новый склад во Львове.

Сколько будет продолжаться война? Какие показатели указываете в бизнес-планировании?

Пока не знаем, когда закончится война. Но мы разработали три сценария, базирующихся на основных макропоказателях: количество людей в стране, уровень инвестиций, уровень инфляции.

В зависимости от сценария и скорости восстановления страны мы введем коммерческие инициативы, будем регулировать скорость их внедрения и делать капитальные инвестиции. В любом случае мы верим в нашу победу и страну, поэтому имеем долгосрочные замыслы, рассчитанные до 2030 года.

Что на практике для вашего бизнеса означает фиксированный курс гривны? Поддерживаете ли решение НБУ резко его повысить?

Мы работаем в рамках валютного регулирования НБУ и в период фиксированного курса соответствующим образом оплачивали импорт товаров. После смены курса НБУ будем продолжать соблюдать все правила валютного регулирования. Решение НБУ было прогнозируемым и, по нашему мнению, принималось ввиду негативных изменений в макроэкономической ситуации и в соответствии с ожиданиями относительно ближайших месяцев.

Испытываете проблемы из-за оттока населения за границу? Как возвращаете людей?

Сотрудники офиса работают удаленно, некоторые помогают коллегам в магазинах. Проанализировав опыт дистанционной работы во время наводнения, мы поняли, что можем добиваться высоких результатов, не терять налаженной коммуникации с коллегами и партнерами, поддерживать бизнес-процессы с помощью диджитал-решений.

Именно поэтому еще с июля 2020 года Метро Украина приняла решение перейти на гибкий режим работы. С того времени у каждого работника офиса есть возможность работать удаленно, поэтому отток кадров не стал значительной проблемой. Для компании важно, чтобы наши сотрудники были в безопасности, поэтому мы активно поддерживали коллег с переездом и жильем, как внутри страны, так и за ее пределами.

Какие главные задачи ставите себе в этом году?

Как минимум удержать команду и бизнес на текущем уровне и дальше наращивать объемы, когда люди будут возвращаться в страну, развивая экономику Украины. Открыть заново все наши торговые центры и стать еще более операционно эффективными, чтобы не перекладывать все бремя инфляционного роста на потребителя и удержать покупательский спрос.

×

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или