«С 24 февраля мы ни на день не закрывали торговые точки», — Марина Сергиенко, и.о. гендиректора сети «КОЛО»
Марина Сергиенко, и.о. гендиректора сети магазинов «КОЛО» в разговоре с Еленой Макаренко, руководительницей группы форензик и направления «устойчивое развитие» KPMG Ukraine, рассказала об управлении компанией в первые месяцы войны, финансовых потерях и видоизменении украинского ритейла. All Retail ретранслирует основные положения этой беседы.
Первые дни «военного режима»
Марина Сергиенко, и.о. генерального директора сети «КОЛО» :
— Для украинцев наша сеть всегда будет «магазинами у дома». Но во время войны для нас, сотрудников компании, появился еще один смысл этого названия. Теперь мы – большое семейное КОЛО. Большой дружеский круг единомышленников, украинцев, коллег и друзей.
В течение трех месяцев, пока более или менее не уладилась ситуация с логистикой и поставкой товаров, каждый день в 9:00 утра у команды «КОЛО» было оперативное собрание, где обсуждались вопросы безопасности людей, работы бизнеса и других проблем. Как отмечает и.о. гендиректора сети Марина Сергиенко, уровень координации компании стал более высоким.
С 24 февраля сеть ни на день не закрывала торговые точки. Однако не обходилось и без трудностей: обстрелы автомобилей, отсутствие топлива или товара.
Сотрудники сети вернулись, 80% из них работает в регулярном режиме. Как отмечает Марина Сергиенко, команда продержалась, с точки зрения устойчивости бизнеса "мы позиционировали себя как люди, которые на большой миссии, обеспечивая клиентам доступ к продуктам питания вблизи дома".
Сейчас в сети довоенный режим работы — при этом в новом офисе. Руководство компании изменило локацию, поскольку в предыдущем офисе не было обустроено бомбоубежище — вопрос безопасности сейчас в приоритете.
Долгосрочное планирование в условиях войны
"У нас был план на случай наступления, однако как показала практика, все пошло не по сценарию. Поэтому план переписался через несколько часов".
И.о. гендиректор сети «КОЛО» отмечает, что сейчас сеть движется по «оперативному плану» и оценивает финансовые результаты. Более того, даже в условиях войны, компания ориентируется на потенциальный финансовый результат. При этом Марина Сергиенко отмечает, что пока сеть строит планы не дальше, чем до конца года, чтобы контролировать товарооборот и денежный поток.
Ущерб
"У нас есть большое количество проблем, связанных с войной", — говорит Марина Сергиенко. Торговая сеть потеряла товары, склады и имеет кредиторскую задолженность, но есть план, который работает и позволит компании долгосрочно быть устойчивой и стать сильнее.
Гибкость и кооперация на рынке
С начала войны компания занялась переорганизацией всех процессов и сменой устаревших инструментариев. По словам и. гендиректора сети магазинов «КОЛО», компания стала гораздо «гибче».
Также Марина Сергиенко добавляет, что изменилось взаимодействие игроков рынка: более тесной стала коммуникация с производителями, аграриями, Министерством инфраструктуры и финансов. Такая кооперация проводится с целью поиска путей для решения проблем бизнеса.
Стрессоустойчивость руководителя сети в условиях войны
И.о. гендиректора сети магазинов «КОЛО» Марина Сергиенко подчеркнула то, что в условиях войны важно быстро оценивать ситуацию и принимать решения. Когда склады подвергались бомбардировкам — их перевозили, когда торговые объекты оказывались в непосредственной близости от боевых действий — магазин закрывали, проводилась инкассация, вывозился товар. "Для выживания это было базовым навыком", — подчеркивает руководитель сети «КОЛО».
Первые месяцы войны бизнес Украины думал о том, как выжить. Сейчас благодаря консолидации различных структур и переорганизации ритейлеров появляется тенденция перестройки таким образом, чтобы развиваться и становиться более устойчивыми.