All Retail
Опубликовано

«С полок исчезло почти 50% производимых в Украине товаров»: интервью с операционным директором Novus

Теги:
NOVUS
Фото:
All Retail

Магазины сети Novus в Ирпене и Буче пострадали в первые дни российского вторжения в феврале 2022: здания были уничтожены, а склады разграблены. Как в течение года изменилась работа сети, как команда Novus решала проблему работы при отключении света и какие планы строит на 2023 год, рассказывает в интервью заместитель генерального директора по операционной деятельности Novus Алексей Панасенко.

Работа сети Novus в 2022-2023 годах в цифрах

  • В Украине работают 83 магазина
  • Количество сотрудников — 7113 человек (на 28.02.2023)
  • Товарооборот 2022 года — 13,75 млрд грн без НДС
  • В декабре 2022 года потеряли 30% рабочего времени магазинов из-за отключения электроэнергии. В январе снизили эти потери до 22%.

Сколько магазинов Novus сейчас работают и сколько их было до вторжения?

Сейчас 83 магазина. Год назад их было 81, еще один был закрыт для реконструкции. В этом году мы открыли два новых магазина и отремонтировали все разрушенное. Гордимся этим, потому что это была сложная задача.

В каких областях есть магазины? Были ли магазины на оккупированных территориях?

Мы работаем в основном в Киеве и в Киевской области. Но сейчас есть магазины в Тернополе и Ровно. Что касается оккупированных территорий, то есть два магазина в Буче, три в Ирпене. Это, конечно, не сравнимо с Херсоном, но эти магазины также пострадали. Больше всего пострадали в Буче: один из них почти разрушен, от него остался только каркас. Мы восстановили его последним, в декабре.

Как он пострадал? Какие убытки?

С 25 февраля возле него уже шли бои. Россияне расстреливали памятник афганцам из БТР, напротив магазина. На следующий день этот район был оккупирован. Магазин был разграблен. В один из последних дней оккупации, когда россияне уже отступали, попали в него каким-то мощным снарядом. Это уже был жест отчаяния с их стороны. Начался пожар: стальная решетка плавилась, как вода течет. Потому восстановить его было непросто.

Главный магазин в Ирпене был на линии столкновения. Наши работники, не успевшие уехать, все время оккупации кормили жителей города, военных. Для многих это было действительно спасение, потому что магазин остался единственным местом, где они могли взять еду и воду.

Только прямые убытки от российской агрессии составили 500 млн грн. Но наша сеть, несмотря на это, продолжает инвестировать в экономику государства. На сегодняшний день мы вложили в восстановление разрушенных и открытие новых магазинов, а также строительство распределительного центра примерно 350 млн грн.

Но вы открывали новые магазины в Киеве.

Новые магазины к моменту вторжения были почти готовы. Магазин на проспекте Романа Шухевича был готов на 95%, потому что мы планировали открывать его в марте 2022 года. Уже начали завозить туда товары, но пришлось заморозить. Магазин на Троещине также был почти готов: планировали открыть в мае — начале июня.

Какие планы на 2023 год?

В 2022 году мы планировали открыть распределительный центр для складов. Сейчас мы возобновили его строительство, рассчитываем до конца 2023 года открыть современный распределительный центр, который станет одним из лучших в Украине. В апреле открываем еще один магазин по улице Тальновской, 2. Среди главных задач также увеличить количество касс самообслуживания и развивать собственный сервис онлайн-заказов.

Как российское нашествие изменило логистику поставок?

В один день все цепочки поставок остановились. Транспорт не вышел на маршруты. Логистические компании отдали часть транспорта военным для их нужд. Часть производителей прекратила свою работу, в большинстве своем с востока страны. Пришлось все восстанавливать практически с нуля. Главная цель была все же доставлять продукты в Киев. В течение трех недель снабжали самым главным — хлебом, молочными изделиями, не до прихотей. И не смотрели, что раньше было 30 видов хлеба, а осталось три — хорошо.

Мы обратились к зарубежным поставщикам, чтобы получить товары с отсрочкой платежей, и они согласились. Они отгружали товар почти под честное слово нашего коммерсанта.

Второй вопрос был: как это все доставить в Киев? Перевозчики довозили груз до границ и отказывались ехать дальше. А нашим водителям было достаточно сложно уехать за границу. И здесь мы достаточно плодотворно работали с государством. Может быть, это было впервые за всю мою историю работы в розничной торговле, когда власти действительно решали немедленно вопрос: «У вас нет транспорта? Завтра мы вам обеспечим». Приблизительно два месяца работали в таком режиме, когда эти консультации проходили ежедневно.

Сколько лишились украинских производителей?

Потери действительно велики. Среди них такие знаковые бренды как «Чумак» : завод был разрушен, они сейчас восстанавливают производство, но это не их мощности. Пока что пытаются сохранить бренд. Компания Pepsico и их завод Sandora до сих пор не возобновили производство в Украине. Пивной концерн AB InBev потерял все свои заводы в Украине — в Чернигове, Харькове и Николаеве. Сложно посчитать эти потери, но то, что я вижу на наших полках: исчезло почти 50% производимых в Украине товаров — отечественных и трансатлантических брендов. И если время от времени появляется их продукция, она уже производится на заводах других стран. К примеру, соки Sandora вернулись на полки, но их сейчас производят не в Николаеве, а в Румынии.

Расскажите о оставшихся в РФ мировых брендах. Знаю, что Novus сразу отказался сотрудничать с не ушедшей из страны-агрессора Coca Cola.

Стараемся отказываться от производителей, которые сотрудничают с нашим врагом. Конечно, не всегда это сразу можно обнаружить. Если с Coca Cola было сразу действительно понятно, и мы отказались от ее продаж сразу, то другие производители скрывают свой труд в России. Но мы отслеживаем информационное поле. Отказались от продукции Greenfield. Последний пример — Bonduelle. Хотя французский офис и украинский коммерческий отдел отрицали поставки военным РФ, но факт остается фактом. И мы, как только стало известно, сразу отказались от сотрудничества с Bonduelle. Хотя это и нелегко, потому что их часть заменить сейчас невозможно. Но я думаю, мы найдем эту замену обязательно.

Были ли какие-нибудь украинские бренды, которых вы привлекли к сотрудничеству на этой волне замены?

Мы возобновили сотрудничество со всеми украинскими производителями, которые работали с нами раньше и могут работать сейчас. Мы больше сосредоточены на том, чтобы находить небольших украинских производителей, которым сейчас тоже нелегко, потому что они потеряли рынок сбыта. Мы сосредоточились на том, чтобы сделать их путь на наши полки как можно короче. Правительство временно приостановило часть законодательных актов, регулирующих производство и поставку продукции. Сертификация стала более простой, можно работать по декларативным требованиям.

Поставщиков какой продукции вы сейчас в первую очередь ищете?

С овощами и фруктами более или менее наладили ситуацию. Теперь больше ищем производителей мясных, молочных изделий, сыров, меда, травяных чаев. Таких производителей немного, но есть делающие действительно интересный продукт, потому что это дело их жизни.

Сейчас запускаем в сети проект «Food нация» : будем предлагать покупателям традиционную украинскую еду, производимую на нашей земле. Ибо наиболее полезный продукт для человека именно тот, что создается на этой земле.

Что сейчас больше всего влияет на цены?

Основной фактор — это конкуренция. Многие выехали из Украины. Конкуренция стала еще более острой. Сети отличаются друг от друга, однако цена стала основным фактором принятия решения для покупателя. Конечно, влияют также инфляция, подорожание и достаточно дорого работать в условиях отключения электроэнергии. Рашистские атаки пытались погрузить нас во тьму в буквальном смысле этого слова. Но мы продолжаем работать, снабдили магазины генераторами. У нас уже более 50 магазинов работают с ними. Мы продолжим это делать и до конца марта планируем установить генераторы в остальных магазинах.

Генераторы обеспечивают полное питание магазина или частичное?

В больших магазинах, которые мы называем опорными, куда удобно добраться даже пешком большинству жителей района, мы обеспечили полноценную работу. В небольших магазинах на период отключений нет стопроцентного заживления. Там мы прекращаем производство (кулинарию, пекарни, мясные цеха), но подключаем кассы, освещение зала и частично холодильное оборудование.

А как насчет продукции категории фреш, которая не может замораживаться? Стало ли ее меньше?

Да, ее стало меньше, но прежде, если говорить о рыбе, то она подорожала в разы. Это, вероятно, основной фактор сокращения предложения рыбы. Большую часть рыбы мы импортировали, это лосось, форель, сибас, дорадо. Но и отечественная рыба подорожала. Килограмм карпа стоит почти как килограмм курицы. Но ведь курицу больше покупают.

Можете сравнить стоимость киловатт от генератора и киловатт от сети?

Мы иногда не можем договориться, как считать электроэнергию от генератора, потому что это сложно. Энергия для промышленных потребителей сегодня стоит 4,7 грн за кВт/ч. Одна кВт/ч от генератора, если считать только топливную составляющую и обслуживание, стоит примерно 25 грн. Но если учесть затраты на его покупку, установку и что на самом деле генераторы не приспособлены для такой работы... Об этом мало говорят, но они быстро тратят свой моторесурс и выходят из строя.

Если учесть все это, то показатель достигает 40-45 грн за кВт/ч. К примеру, на наших опорных магазинах стоят генераторы Caterpillar. Они качественные, мощные, но их гарантийный моторесурс составляет 1000 моточасов в год. У нас они за декабрь отработали 250-300 часов и больше. Так что мы исчерпаем этот моторесурс гораздо раньше, чем через год.

Но ведь выгоднее ставить генератор, чем магазин не будет работать, когда выключают свет? Или это принципиальное решение?

Прежде всего, принципиальное решение, потому что магазины должны работать, люди должны иметь возможность купить продукты, необходимые вещи, даже если нет света. В первые дни вторжения, когда уже происходили стычки в окрестностях Бучи, я заходил в киевский магазин и видел, как приходили люди и говорили: «Novus работает, так что все будет хорошо». Это наша, вероятно, еще и гражданская позиция.

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или